Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

17:05
Москва
5 ноября ‘24, Вторник

Уговорить меня несложно: как Турция продаёт согласие на расширение НАТО

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Итак, Швеция и Финляндия официально подали заявки на вступление в НАТО по ускоренной процедуре. Что будет дальше? Примут или нет? Что может помешать? Каковы правила вступления в НАТО?

Территориальные споры

Сначала развенчаем один миф, который транслировала, в частности изобретательница стрелки осциллографа Юлия Латынина.

Многие считают, что в НАТО не может быть принята страна, имеющая нерешённые территориальные вопросы. Логика ясна – блок не хочет быть использованным в сиюминутных целях какой-то страной. Таким образом очень хочется объяснить существование очагов напряжения почти в каждой европейской стране экс-СССР за пределами НАТО: Приднестровье, ЛДНР, Абхазия с Южной Осетией, Нагорный Карабах. То есть Молдавия, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан

Однако существование подобного ограничения – миф. Оно наличествует, и то с оговорками, в полуофициальном документе 1995 года «Исследование о расширении НАТО». Вот что гласит шестой пункт этого исследования:

Государства, имеющие этнические или внешние территориальные споры, ирредентистские претензии (т.е. стремление присоединить к себе территорию с тем же этносом. – Ред.) или внутренние споры о юрисдикции, обязаны разрешить их мирно и в соответствии с принципами ОБСЕ. Решение таких споров может быть фактором при принятии решения о приглашении государства в альянс.

Может быть фактором – не более того. И далее это прямо подчёркивается: «Не существует фиксированного, жёсткого перечня критериев для приглашения новых государств-членов к присоединению к альянсу. Решение о расширении будет приниматься в каждом конкретном случае». То есть главное правило – нет никаких правил. За примером далеко ходить не надо: Турция вошла в НАТО, имея и курдскую проблему, и кипрский вопрос.

К Швеции и Финляндии это отношения не имеет, а вот к последующему расширению НАТО на территорию экс-СССР – самое прямое.

Четыре шага в НАТО

Как правило, членству в НАТО предшествует участие в нескольких партнёрских программах. В самой первой, «Партнёрство во имя мира», участвуют не только европейские (а это, кстати, сейчас обязательное условие приёма), но и несколько азиатских стран. Что интересно, Россия также состоит в этом партнёрстве. Равно как и Швеция с Финляндией.

Второй этап, «Индивидуальный партнёрский план», уже намекает на перспективы вступления в блок. На этой стадии находятся Армения, Азербайджан, Казахстан и Молдавия. Шведы и финны до него не дошли.

Третий этап – «Ускоренный диалог». Тут мы видим Грузию и Украину, при этом ускоренность весьма относительная – Грузия с Украиной пребывают в ней более 15 лет.

Наконец, до 4-го уровня, «План действий по членству», на данный момент дошла только Босния и Герцеговина, но конкретных сроков приёма этого государства пока не видно.

Но, повторимся, жёстких правил нет – можно стать членом организации без прохождения всего этого курса подготовки.

Особое мнение

Остаётся лишь одно ограничение – любая новая страна принимается в НАТО только на основе консенсуса. Скажем, Греция ставила палки в колёса Македонии из чисто меркантильных соображений – чтобы соседняя страна сменила название, излишне привлекающее туристов в ущерб одноимённой греческой децентрализованной администрации (провинции). Македонии пришлось стать Северной – и тогда Греция мгновенно подобрела.

Когда-то Россия рвалась в ВТО, и камнем преткновения выступала Грузия, уже состоявшая во Всемирной торговой организации. Ещё бы, Россия приняла прямое участие в военном конфликте 2008 года и, более того, признала две приграничные республики, которые Грузия считает своей территорией. Но в какой-то момент Тбилиси, судя по всему, получил сигнал из Вашингтона и снял свои возражения.

Сейчас на пути Финляндии и Швеции стоит Турция. И президент России Владимир Путин как раз едет на переговоры с Реджепом Эрдоганом. Договариваться о том, чтобы не пустить северные страны в НАТО?

Конечно, нет.

Россия совершенно спокойно отнеслась к планам Швеции и Финляндии. Ну хотят они отдавать часть бюджета в НАТО, хотят лишиться независимой от Вашингтона армии, хотят оказаться под прицелом русских ракет – вольному воля. Россию, как подчеркнул Владимир Путин, волнуют не Швеция и Финляндия, а инфраструктура НАТО на их территории. Когда эта инфраструктура начнёт появляться, тогда будем реагировать.

Конечно, Россия предпочла бы, чтобы Швеция и Финляндия сохраняли нейтральный статус, но Эрдоган запросит за своё вето непомерно много – мы не в том положении, чтобы принимать кабальные условия.

Турция действительно намерена немало выторговать за позицию по НАТО, но разговор будет идти не с нами, а с новыми членами альянса и Вашингтоном.

Почём мнение Эрдогана?

У Реджепа Эрдогана есть два условия.

Первое – Швеция и Финляндия признаю́т Курдскую рабочую партию террористической и перестают оказывать поддержку и гостеприимство её членам.

Второе – Вашингтон снимает санкции, наложенные на Турцию за покупку российских противовоздушных систем С-400, и возвращает страну в программу покупки истребителей F35.

Несложно предположить, что второе условие будет выполнено целиком, а первое – условно: то есть финские, а главное – шведские политики выскажутся о понимании и уважении позиции Турции по курдскому вопросу и перестанут принимать людей, включённых Анкарой в списки экстремистов. Но тех, кто уже находится на территории этих стран, выдавать, конечно, не будут.

К слову, не только Турция может попытаться получить какие-то выгоды за согласие на расширение альянса. Из руководства Италии также доносятся голоса о нежелательности вступления в НАТО новых стран. Но Рим, в отличие от Анкары, в серьёзном сопротивлении Вашингтону не замечен – его демарши обычно остаются словесными. Так что скорее всего, уговаривать придётся только Эрдогана.

А он и сам уговориться рад.

Объем просрочки россиян по ипотеке в сентябре достиг рекордных 80 млрд рублей
Реклама