Мутные воды еврейского Амура: Как строили мост в Китай
Как ни копнешь большую стройку – так везде непрозрачные схемы, невнятные бенефициары, завышенные расходы, регуляторная беспомощность. Вот и со свежим железнодорожным мостом в Еврейской АО та же беда.
27 апреля 2022 года в Еврейской автономной области с большой помпой отпраздновали завершение строительства российской части железнодорожного моста через Амур, в Китай. Мост пролегает между населенными пунктами Нижнеленинское и Тунцзян, причем китайская, в восемь раз более длинная часть была построена уже в 2016 году. На тот же срок планировалось и открытие движения – в 2014 году российская сторона говорила о стыке в 2016-м.
Издание Moscow Post с некоторым скепсисом и некоторыми ошибками вспоминает этапы долгого пути строительства первого железнодорожного моста через Амур между Китаем и Россией.
Заботливое государство
Строительство продолжалось более 8 лет (а не 15, как пишет источник). Ещё до его начала несколько раз менялся подрядчик. Началось с группы компаний Petropavlovsk, которая создала специально под проект «дочку» под характерным названием «Рубикон». Но перейти амурный Рубикон так и не удалось: к моменту начала работ выяснилось, что выделенных по программе государственно-частного партнерства денег решительно не хватает.
На «Рубикон» нашелся покупатель в лице Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ; руководитель – Кирилл Дмитриев, которого молва считает человеком, близким к семье президента). В капитал проекта вошёл также государственный Фонд развития Дальнего Востока (ныне ВЭБ.ДВ в составе ВЭБ.РФ), а непосредственно работами согласилась заняться ещё одна «дочка» – на сей раз «РЖД Строй» (ныне «РЖД – Инфраструктурные проекты») из структуры Российских железных дорог.
Сроки сдачи многократно переносились под разными предлогами – то санкции 2014 года, то русло Амура вдруг углубилось, то появилась необходимость скорректировать проектную документацию, то из-за инфляции потребовалось больше денег…
Параллельно вокруг строительства в Еврейской АО шли странные подковёрные игры.
Киприоты в гостях у евреев
Попав в распоряжение двух госструктур, «Рубикон» обрел еще двух, явно внебрачных родителей – «Лаксонт Холдингс Лимитед» и «Эксарзо Холдингс Лимитед». Еще раз. Госзадача, госфинансирование, госучастники – и спешно испеченные офшоры из страны, между прочим, наложившей на нас санкции – в 2014 году это было актуально. Но, как видим, не для всех.
«Киприоты», кстати, и по сей день остаются мажоритарными акционерами: изначально они на двоих контролировали 75% подрядчика, ныне 56,25%.
Расследователи нашли, что за «Лаксонт», вероятно, кого надо «Лаксонт» – в числе его директоров фигурирует Yury Trofimov, притом что генерального директора российско-китайского инвестиционного фонда (РКИФ), созданного РФПИ (нет, коллеги, не РПФИ) специально для финансирования строительства, зовут Юрий Суренович Трофимов. Если это один и тот же человек, возникают серьёзнейшие вопросы по конфликту интересов.
Впрочем, РКИФ тоже стопроцентный офшор. Только не кипрский, а кайманский. Так страшнее звучит.
Второй офшор, «Экзарзо», – хитровложенный: им управляет ещё одна кипрская компания Themis Directors Limited, управляемая Маркосом Георгиадисом. Считается, что юрист с таким же именем стоит за компанией «Евротерминал», контролирующей заметную часть бизнеса Одесского порта. Напомним, Россия и Украина находятся в состоянии жёсткого конфликта не с 24 февраля 2022 года, а с начала 2014-го. Впрочем, решение о допуске «Евротерминала» в Одессу подписано лично Виктором Януковичем – своеобразная охранная грамота в нынешних обстоятельствах. Украинские журналисты не раз вскрывали сомнительные связи бенефициаров «Евротерминала», но вряд ли их точка зрения кого-то сейчас интересует.
Совокупный финансовый результат
Далее расследователи останавливаются на графике выручки «Рубикона» – собственно, выручки той было три года, 2016-2018. Из этого авторы делают вывод, что «Пора бы признать банкротом», но согласиться с ними нельзя: баланс предприятия ежегодно растёт с 2013 года, то есть как раз с получения подряда на строительство моста. Жаль только, что распоряжаются этим балансом офшорные бизнесмены. Правда, в 2019-20 годах мы уже видим сокращение деятельности: остались одни управленческие расходы, без какой-либо прибыли. «Прочие доходы» есть, но они минимальны.
Ну и вишенка уже от нас: статья «Совокупный финансовый результат периода» у удивительного «Рубикона» отрицательная с первого года доступной нам статистики, с 2011-го. Много ли вы знаете бизнесменов, способных больше 10 лет терпеть ежегодные убытки? Не «Озон», конечно, но достойный конкурент.
Вот только первый закон русской экономики: если из какого-то ООО или АО деньги уходят, то куда-то они обязательно приходят. Например, учредителям.
Другие фигуранты
Во всей этой истории также постоянно мелькает также имя Алексея Чекунова. Уроженец западной окраины империи, Минска, он сейчас возглавляет Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. До 2020 года, то есть уже при Игоре Шувалове, возглавлял ВЭБ.РФ, а ранее работал в РФПИ и участвовал в основании РКИФ. То есть поучаствовал в процессе со всех сторон.
Также возможно участие в проекте Искандера Махмудова («Трансмашхолдинг»). И еще более интересно упоминание Владимира Евтушенкова – «Эксарзо Холдинг Лимитед», оказывается, было совладельцем «Детского мира», мажоритарную долю в которой контролировала АФК «Система», а в 2020 году избавилась от неё одновременно с… РКИФ!
Тесен мир российского бизнеса, и от этой тесноты тяжелый в нем запах. Что ж, давайте попразднуем стык (еще не открытие!) долгожданного моста. Между тем за время наших затяжек братья-китайцы уже запустили железнодорожный маршрут в Германию в обход России – пусть даже с расходами на две морские перевозки, через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Румынию, Словакию, Венгрию, Чехию.
Говорят, так проще, чем ждать, пока все российские партнеры удовлетворят свои многочисленные интересы.