Москва
18 декабря ‘24
Среда

Брат Немцова объяснил, чем плохи санкции против России

«Люди из глубинки вообще не почувствуют ваших санкций, и люди сверху, которые принимают решения, тоже!»

Артиллерия бьёт по своим

Юрий Немцов, младший брат (по отцу) убитого в 2015 году политика Бориса Немцова, резко выступил против антироссийских санкций. В интервью «Нидерландской радиовещательной компании» (складывающейся в забавную аббревиатуру NOS) Юрий Ефимович обрушился на попытки Запада решить геополитические проблемы уничтожением российского бизнеса:

«Почему я согласился на это интервью, основной мой посыл – потому что я возмущён санкциями. Даже те люди, которые были за Запад, сейчас спрашивают: «За что? Что мы такого сделали?» Мы всегда были за вас, почему вы с нами так?
Тот человек, который живёт в глубинке, он вообще не почувствует ни одной вашей санкции, я вам гарантирую! Люди сверху, которые принимают решения, тоже не почувствуют санкций.
Санкции даже не не работают – они вредят. Они играют обратную роль. Надо поддерживать ту часть населения России, которая поддерживает Европу. Если Европа, конечно, не хочет, чтобы вся Россия объединилась против неё».

Хотя Немцов-младший не скрывает своих либеральных взглядов, он никогда не занимался политикой – Юрий Ефимович ведёт активную предпринимательскую деятельность. И когда даже такие люди предъявляют претензии санкционному режиму, значит «артиллерия» действительно в значительной степени бьёт «по своим», по прозападно настроенным предпринимателям.

ВВП не снизится, а рухнет

Бизнес действительно испытывает колоссальные проблемы. Глава Счётной палаты Алексей Кудрин уже анонсировал снижение ВВП более чем на 10% в 2021 году. И это, надо сказать, лукавая цифра, поскольку дана она в рублях. Которые будут дешеветь, и очень сильно. Не стоит обольщаться текущим курсом, про который, скажем, замдиректора МИА «Сегодня» Наталья Лосева наивно писала несколько дней назад:

Курс доллара снижался до 76,25 рубля, курс евро падал до 82,56 рубля. Эх! А могла бы свою маленькую заначку продать по 120!

Реальный курс купли-продажи доллара на тот момент на чёрном рынке был выше 100 рублей. Поэтому гораздо более точным выглядит простой анекдот-мем, самый «заплюсованный» на anekdot.ru 9 апреля:

– Ого! Доллар по 75! Продаёте? – Нет, показываем. – Красивое.

Мораторий на торговлю наличной валютой вроде как должен быть снят 18 апреля, но в крайне убогой форме – банки смогут продавать только ту валюту, которая поступила в кассы, начиная с 9 апреля. Полноценное же снятие ограничений нам обещают лишь в сентябре, строго по поговорке «Цыплят по осени считают». Вот тогда мы и увидим реальный курс рубля – а не тот, который нам «показывают» в ничего не значащих цифрах Центробанка.

Снижение ВВП на 10% в рублях при подорожании – Бог с ним, долларом – юаня на вполне возможные 50% (т.е. в полтора раза) даст падение реального ВВП на 40%. И главными пострадавшими станут именно предприниматели – населению бюджет какую-никакую поддержку окажет, а вот помощь бизнесу, как мы успели установить во время локдауна, у нас выдаётся очень выборочно.

Под горячую руку

Что это со стороны Запада – сознательное решение или ошибка в расчётах? И то, и другое. Наличие сознательного решения «убийства бизнеса» доказывают «адские» санкции против «Альфа-банка» – организации, возможно, со спорной репутацией, но точно не имеющей ни государственного участия, ни отношения к спецоперации на Украине. Более того, лицо «Альфы» Михаил Фридман в своё время изрядно рисковал, объявив от имени украинского отделения о непризнании вхождения Крыма в состав России.

Но именно по «Альфе» и её бенефициарам (наряду с государственным ВТБ) «горячей рукой» Запада был нанесён самый жёсткий удар. Ладно арест имущества и ограничение трат Фридмана с Петром Авеном, переживут, но сейчас картами этой организации нельзя расплатиться даже на «Алиэкспресс»: китайцы не хотят ссориться с США и Евросоюзом, поэтому частично поддерживают санкции (скажем, приложения ВТБ и «Альфы» удалены из AppGallery, магазина Huawei). Повторимся: политического смысла в санкциях против Фридмана никакого – это именно демонстративный удар по гражданам и бизнесу России.

Нет у них методов?

Но эта попытка настроить «креативный класс» против российской власти содержит сразу две ошибки.

Во-первых, в отличие от Европы, предприниматели не являются в России значимой политической силой, а население к ним традиционно недружелюбно – это показывают результаты не только выборов, но и организованных оппозицией экзитполлов. Даже если хочется голосовать против власти, население выбирает популистов, которые как раз обещают «всех раскулачить».

Во-вторых, как мы видим на примере Немцова, подобные меры вызывают даже у совершенно лояльных прежде к Западу людей недоверие и неприязнь. И в этом смысле предпосылки объединения российского общества (отчасти за счёт отъезда недовольных в реальную или внутреннюю эмиграцию) для отражения санкционных ударов выглядят более основательными, нежели аргументы в пользу его раскола.

Едва ли европейцам удастся сделать Юрия Немцова сторонником Путина, но до открытия отделений «Альфы» в Крыму, кажется, осталось недолго.

Полная версия