Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Запад опять отложил «смерть России». Как используем передышку?

Не все в России понимают, что санкции в связи с событиями на Украине по сути даже не начинали действовать. А самые серьёзные ограничения до сих пор не объявлены. Или вы правда думали, что всё остановится на «Макдональдсах»?

Вторник 5 апреля грозил оказаться самым тяжёлым днём в экономике России с весны 1942 года – то есть примерно за 80 лет. Да, тысячи санкций были введены и ранее, но то, что казалось ковровой бомбардировкой, было лишь ленивой пристрелкой по позициям.

Уход (аккуратный, с оговорками и оглядываясь) IKEA и MacDonald's, приостановка сбора конструкторов Lada и покупки отбеливателей для бумаги, замена "Визы" на "Мир" и потеря ApplePay, отстранение от биатлона и арест золотовалютного резерва – это, возможно, для кого-то адские санкции, но на деле лишь ритуальные движения, призванные создать видимость противодействия России. Совсем не исключено, что все указанные шаги были согласованы с Кремлём заранее – вспомним невероятную внешнеполитическую активность наших лидеров перед началом спецоперации.

Часть санкций вообще сильнее ударила по Европе – вспомним "подсолнечный кризис" во Франции, нехватку горчицы в Германии, отсутствие бумаги в Финляндии, уличные протесты против роста цен на топливо по всей Европе.

А вот теперь, на 41-й день спецоперации, должно было дойти и до триариев. С вечера 4 апреля сразу по нескольким линиям на Россию начата реально жёсткая экономическая и политическая атака. Связана она, вероятно, с заседанием Совета Безопасности ООН – проведённым сразу вслед за несостоявшимся по вине Великобритании обсуждением съёмок из города Бучи.

В преддверии заседания страны Европы стали массово избавляться от российских дипломатов. Дания, Эстония, Латвия, Испания, Франция, Италия, Германия и, собственно, Евросоюз заявили о высылке разного количества наших сотрудников – в среднем по половине миссий.

Однако ожидавшийся таранный удар обернулся набором осторожных заявлений.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг, по сути, в очередной раз самоустранился от помощи Украине – он туманно рассуждал о том, как блоку впредь помогать странам, которые ещё не вступили в НАТО, но стремятся в него. Напомним, Украина активно стремилась попасть в список «друзей НАТО» ещё при президенте Викторе Ющенко, но так и не получила соответствующего статуса – в отличие, например, от Бразилии.

Еврокомиссия огласила новый масштабный пакет санкций против России – и это оказались очередные полумеры. В их числе:

  • запрет импорта угля из России – его ориентировочный объём составлял 4 млрд евро в год;
  • запрет на импорт из России ещё ряда товаров, включая цемент, морепродукты и спиртные напитки – 5,5 миллиарда евро;
  • полный запрет на сделки с «четырьмя ключевыми российскими банками, включая ВТБ» – создалось впечатление, что глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен просто не знает названий трёх других банков (можно предположить, что речь идёт о Промсвязьбанке, «России» и либо «Открытии», либо корпорации развития ВЭБ.РФ, которую на Западе упорно считают банком);
  • запрет экспорта в Россию целого набора товаров, включая полупроводники (что ещё включено в список, фон дер Ляйен также не сообщила), общая сумма сделок по которым составляла примерно 10 млрд евро ежегодно;
  • запрет работы на территории Евросоюза российских и белорусских автотранспортных операторов – это уже не санкции, а чистой воды выдавливание конкурентов под предлогом санкций;
  • запрет входа российских судов в порты Евросоюза за рядом не названных исключений;
  • запрет участия российских компаний в государственных закупках в странах ЕС.

Если внимательно вчитаться, мы увидим, что это не столько список «адских санкций», сколько набор требований для торга. В Европе ждут реакции России – какие банки добавить к ВТБ, какие исключения сделать для российских судов, какие именно товары запретить к ввозу в «империю зла».

Вслед за Европой о новых санкциях должны заявить США – к моменту подготовки статьи известны лишь общие положения. В частности, Штаты собираются запретить своим гражданам инвестиции в Россию, а также включить в «проскрипционные списки» новые финансовые институты и государственные предприятия. Кроме того, вслед за депутатами Госдумы санкциям подвергнутся члены российского правительства и члены семей членов российского правительства – к слову, такие решения народ России всегда встречает аплодисментами.

Тем не менее благодушествовать не следует. Россию всё равно отрежут от любых экономических связей с Западом, кроме однозначно и односторонне выгодных этому самому Западу. Выбор у нас крохотный – строить автаркию или стать самой большой провинцией Китая.

Первое – очень трудно, долго и прямо сейчас бедно. Второе – легко, быстро и в долгосрочной перспективе бедно.

Почему-то нет сомнений в выборе. А жаль.

Полная версия