Все знают про холодные (а когда и горячие) взаимоотношения фанатов ЦСКА и "Спартака" куда менее известно противостояние динамовцев и торпедовцев, хотя напряжения там никак не меньше.
Но сейчас между враждующими сторонами протянулась девелоперская ниточка: чтобы застроить территорию напротив стадиона "Динамо", надо завершить реконструкцию стадиона "Торпедо", он же – имени Эдуарда Стрельцова. И выглядит эта история не очень хорошо.
Стадион, который не нужен
Мэр Москвы Сергей Собянин порадовал немногочисленных болельщиков московского клуба "Торпедо": он объявил о переносе сроков окончания реконструкции стадиона имени Стрельцова на август 2024 года, к столетию "Торпедо". Ранее речь шла о 2025 годе.
Хорошая новость? Да, наверное. В Москве сейчас, видимо, острая нехватка стадионов. Давайте посчитаем.
- Неизменные "Лужники" – более 80 тысяч мест.
- "Открытие Банк Арена" в Тушине, лучший российский стадион по версии британцев, 45 тысяч мест.
- "ВЭБ Арена", ранее ЦСКА, в Хорошеве – 30 тысяч мест.
- "РЖД Арена" в просторечии "Локомотив", в Черкизове, 27 тысяч мест, готовится к сносу.
- "ВТБ Арена", в прошлом "Динамо" у одноименного метро, 25 тысяч мест.
Все эти пять арен были либо построены, либо капитально реконструированы уже в XXI веке. Ни один из них не заполняется на матчах внутреннего первенства (в высшем дивизионе сейчас играют четыре московские команды, а пятая, как раз "Торпедо", рвется туда), даже когда нет ковидных ограничений. Грядущее введение Fan ID, безусловно, еще сильнее скажется на посещаемости, и отнюдь не в лучшую сторону.
Будущие окрестности стадиона им. Стрельцова
Вопрос: зачем Москве вообще стадион имени Стрельцова, он же "Торпедо" – на 15 тысяч зрителей, хотя такого количества болельщиков у "Торпедо" явно нет и едва ли будет? И почему такая спешка с ним?
Клуб, который не тонет
Постсоветская история клуба, а с ним и стадиона "Торпедо", весьма любопытна. Вертикальный взлет московского "Локомотива" в 1990-х годах означал замену "пятого колеса" в московской телеге: именно черно-белых стали воспринимать как "лишнюю" команду. В 1996 году легендарная когда-то команда покинула родной стадион и ее переименовали на два года в "Торпедо-Лужники", в 1997 году у нее появился двойник "Торпедо-ЗИЛ" (позже – "Торпедо-Металлург", позже – ФК "Москва"), в 2000 году в премьер-лиге стали играть два торпедовских клуба, в 2003 году сорвалась "сделка века" по покупке клуба Александром Мамутом, в 2005 году родился еще один двойник, новый "Торпедо-ЗИЛ", позже "Торпедо-РГ", в 2006 году клуб впервые в истории покинул высшую лигу, а вот "Москва" в ней осталась. В 2009 году Мамут наконец купил тонувшее "Торпедо", но долго там не задержался.
И вот что интересно. В 2002 году олигарх Михаил Прохоров (тогда еще – "Норникель") приобрел "Торпедо-ЗИЛ", претендовавший на торпедовское "первородство", и управлял командой до 2010 года. Вместе с командой ему достался и торпедовский стадион вместе с земельным участком. ""А потом как-то так получилось, что в течение недолгого времени стадион и 15 гектаров земли, приобретенные компанией "Норникель", были перепроданы структурам, аффилированным с "Онэксимгрупп", за сумму в четыре раза меньшую", вспоминает "Деловой Петербург". То есть Прохоров перевел активы в личную собственность, а на проект подрядилась его девелоперская группа ОПИН.
После завершения всех условностей маски были сброшены: ФК "Москва" стал не нужен, в 2010 году его финансирование прекратили и анонсировали снос стадиона. Но тут случилось страшное: большой друг Прохорова, бессменный мэр Москвы Юрий Лужков внезапно оказался сменяемым, а Сергей Собянин первым делом остановил все стройки в городе и начал тотальную проверку девелоперов.
Инвестор, который не моден
Прохоров к тому времени находился в выходившей из моды политической оппозиции, и договориться с новой властью не смог или не захотел. ОПИН сидел на Восточной улице и Симоновской набережной как собака на сене – права на застройку имел, но работы не начинал. Это продолжалось до декабря 2016 года, когда "Онэксим" Прохорова продал все контролировавшиеся им акции ПАО "ОПИН" (90,99%) Роману Авдееву (когда-то по объявлению в газете купил Московский кредитный банк) и его "Россиуму". У Авдеева отношения с московской мэрией – не в пример лучше: недвижимостью он занялся как раз в 2010 году, а менее чем через год после покупки ОПИНа бизнесмен получил из рук мэра приз "Меценат года". Произошло это в октябре 2017 года, а месяцем раньше Авдеев стал полноправным владельцем ФК "Торпедо".
ОПИН влился в "Инград" (ООО "ОПИН Девелопмент" до сих пор существует в структуре Авдеева), а с ним – права на реконструкцию стадиона и масштабную перестройку Симоновской набережной с постройкой и продажей 251 тысячи квадратных метров жилья и коммерческой недвижимости. Сейчас это окрестности Третьего транспортного кольца (практически центр по нынешним временам) рядом с потенциально престижным кварталом "ЗИЛарт" (вспомним "Торпедо-ЗИЛ"). В 2020 году набережную переименовали в Проектируемый проезд №6415 и после снятия пандемийных ограничений начали основательные работы. Но до окончания реконструкции стадиона жить в этом районе будет весьма неуютно.
Часть проекта реконструкции Симоновской набережной, 2017 г.
Приятнее всего, конечно, было бы застроить и территорию стадиона, но наличие многофункционального спортивного центра на данном этапе позитивно влияет на стоимость жилья вокруг. Хотя есть подозрение, что через несколько лет после реконструкции стадион Стрельцова все-таки снесут.
Тендер, который не выгоден
Да и "Инград" не резиновый: надо высвобождать мощности для новых проектов. Сергею Собянину на роду написано возглавлять поисковые отряды – в густо застроенной Москве он гениально выхватывает немногие свободные участки. По данным Telegram-канала со сложным названием PZDC, именно структуры Авдеева станут застраивать площадку бывшего завода "МиГ" у метро "Динамо", напротив одноименного стадиона. Торги должны были состояться 12 декабря 2021 года, на объект с потенциалом до 1,5 млн кв. м. дорогого жилья претендовало 9 компаний, включая "Инград", а начальная цена составляла 40 млрд рублей. Однако "Ростех", контролирующий ОАК, в которую входит "МиГ", отменил тендер под предлогом отсутствия заявок и без конкурса отдал землю Москве за 35 миллиардов. То есть госкорпорация получила на несколько миллиардов рублей меньше, чем если бы конкурс состоялся – это довольно интересный факт.
Ситуация на редкость мутная: зачем девять компаний проходили непростую процедуру согласования участия в тендере с ФАС, если потом все дружно снялись с торгов? И что произошло после 12 декабря, когда упоминание застройки "МиГа" одномоментно исчезло из всех сколько-нибудь приближенных к московской власти СМИ. Это что-нибудь да значит, ведь Москва – чемпион России по пиар-бюджету, обгоняя не только все регионы, но и, по всей видимости, все коммерческие организации. "Роснефть", по оценке журналистов, тратит на пиар 4-5 миллиардов рублей в год, "Сбер" – 12-13 миллиардов.
* * *
Теперь территория "МиГа" включена в программу реновации, и если там действительно объявится "Инград", станут понятны и молчание вокруг судьбы проекта, и спешка с "Торпедо". Потенциальная емкость проекта – 200 миллиардов рублей.
Есть что скрывать и есть куда спешить.