Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Камерный бизнес: как выдавливают посторонних из закупок систем дорожного слежения

Глава столичного транспортного департамента Максим Ликсутов жестко контролирует систему закупок камер видеофиксации.

Железнодорожник пошел на взлет

В далёком 2011 году в мэрии Москвы провели совещание, на котором вдруг выяснилось, что проблема пробок в Москве – одна из самых острых и злободневных тем. Тем не менее, собравшиеся не смогли толком ответить на вопрос сколько всё-таки парковочных мест для автомобилей. Выступавший на совещании вице-мэр по вопросам градостроительной политики и строительства Москвы Марат Хуснуллин называл одну цифру, а его оппоненты – другую. Разыгравшаяся драма с цифрами вызвало у мэра Москвы Сергея Собянина искреннее негодование. И на этом мрачном фоне, выделился совладелец компании «Аэроэкспресс» 34-летний гражданин Эстонии Максим Ликсутов, который должен был выступить с рассказом о развитии железнодорожного сообщения в городе Москве. За несколько недель до этого заседания Ликсутов произвел впечатление на Владимира Путина и Собянина, прокатив их на «Аэроэкспрессе» от Шереметьево до Белорусского вокзала. Впечатлённый поездкой Собянин предложил Ликсутову выступить на совещании. И тогда Ликсутов предложил выяснить реальное количество парковочных мест при помощи аэрофотосъемки. А спустя месяц после собрания Сергей Собянин назначает Ликсутова своим советником по вопросам транспортной инфраструктуры.

Спустя всего три года вышло в свет «Расследование РБК: кто зарабатывает на платной парковке в Москве«. Где тогда уже глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов утверждал, что зона платной парковки расширяется «по просьбам жителей», хотя независимые опросы говорили об ином. Летом того же года консалтинговая компания McKinsey провела исследование, выяснив, что в Москве переизбыток автомобилей равен 46 000 автомашин. И всё, что предлагали специалисты – либо введение платной парковки, либо платный выезд в центр города.

Как говорил журналистам РБК один из чиновников, общавшийся с экспертами консалтинговой компании, «Консультанты говорили, что работают по просьбе Ликсутова». Сам Ликсутов не отрицал, но и не подтверждал муссировавшийся в прессе информации.

Позаимствовал у военных

Тема платных парковок периодически всплывала в прессе, вызывая ожесточённые обсуждения. В 2019 году, например, всё тот же Ликсутов высказался против скидки на штраф за неоплату парковки в Москве: «Я могу сказать свое личное мнение: вводить скидку на штрафы не надо. 98-99% автомобилистов, которые пользуются парковочным пространством, все делают вовремя и проблем не испытывают. Проблемы с оплатой возникают крайне редко. В основном штрафы получают люди, которые системно не платят, постоянно забывают платить или не делают этого из каких-то других соображений. У этих людей штрафов, как правило, несколько», – сказал Ликсутов в интервью газете «Коммерсантъ». А заодно предложил ежегодно индексировать штрафы ГИБДД. Поэтому автолюбители горячо и нежно любят главу столичного департамента транспорта. В жёлтой прессе, например, журналисты не стесняются в выражениях, когда пишут о Лискутове.

Но Ликсутов не сдаётся, и вот у него уже новый тренд – камеры видеофиксации. Ещё одна курица, несущая золотые яйца. Как говорил Лискутов, «Эту систему мы позаимствовали у военных». И видимо дела по внедрению камер идут просто отлично, иначе бы доходы самого богатого чиновника Москвы не выросли на 177 млн рублей.

Относительно недавно скандально известный Андрей Караулов на официальном сайте «Момента Истины» выпустил статью под названием «Жена депутата Резника владеет долей в компании, которая зарабатывает на госконтрактах на поставку камер». Помимо депутата и его жены там были упомянуты компании ООО «Квантум Инвест» и «НПО «ИТС», которая, как утверждается в статье, связана с вице-мэром Москвы Максимом Ликсутовым.

Формально камеры поставляет «Лаборатория цифрового зрения», собственниками которой называют Льва Гуревича и Вячеслава Смирнова. Они управляют этой компанией через УК «Развитие», которая связана с компанией «Интеллектуальные технические системы». А учредителем последней организации является компания «Квантум Инвест», связанная с Дианой Гиндин, женой депутата Владислава Резника.

Из открытых источников можно узнать, что Вячеслав Смирнов владеет такими компаниями, как «НПО «ИТС»», ООО «Интеллектуальные Дороги», ООО «Лаборатория транспортных систем», УК «Развитие» и других.

При этом учредителей у ООО «НПО «ИТС»» с четырьмя сотрудниками в штате, двое: ООО «ТРАСТ» и ООО «Квантум инвест» с взносом в уставной капитал 5 тысяч рублей с каждого.

Примечательно, что по компании «Квантум Инвест» партнером Дианы Гиндин является бывший депутат Государственной Думы Виталий Южилин. Этого бизнесмена считают человеком из окружения Ильи Трабера (фигурант расследования Навального о «Дворце Путина»), который, в свою очередь, тесно связан с Минтрансом и его прошлым руководителем Игорем Левитиным. А где Левитин, там недалеко все те же Резник и Ликсутов.

Дорого, зато ненадежно

Камеры видеофиксации – прибыльное дело. В 2016 году власти Москвы потратили 3,6 млрд рублей на установку 600 новых дорожных камер. А в 2020 году – уже 6 млрд руб. на аренду новых дорожных камер через два тендера: на 1,05 млрд руб. и на 4,9 млрд руб. В 2021 году центр организации дорожного движения (ЦОДД) закупает ещё 500 камер видеофиксации стоимостью 3,27 млрд рублей (более 6 миллионов за штуку!).

Эксперты из Tg-каналов полагают, что теперь штрафовать буквально за все, и особенно пострадают мотоциклисты: камеры научатся распознавать маневры между полосами, нарушение правил перевозки грузов и буксировки, за нарушение правил парковки и даже отсутствие шлемов. Что ж, ещё в 2013 году в прессе писали о том, что Центр организации дорожного движения готов устанавливать специальные камеры для контроля движения мотоциклистов (отслеживающие не передние, а задние номера). И что камеры для байкеров будут штрафовать автомобилистов. А в 2017 году в интервью ныне покойному Сергею Доренко Максим Лискутов также обсуждал видеофиксацию нарушений ПДД мотоциклистами – и утверждал, что технически для этого все готово.

Сейчас нововведения будут другого рода. Так, например, теперь по камерам смогут отслеживать в потоке всех, кто водит без техосмотра или ОСАГО. Данную опцию обещают добавить уже два года, и 1 марта 2022 года это, видимо, все-таки произойдет. Всего камеры научат фиксировать 13 новых нарушений, и лишь одно из них – специфически мотоциклетное, то самое движение между полос.

Пессимистично настроенные граждане считают, что ЦОДД от подобной нагрузки просто захлебнётся, даже если количество камер не изменится. Объём информации возрастёт в разы, и как будут справляться подрядчики с возможным коллапсом, неизвестно.

Но камеры еще и быстро выходят из строя – почти как бордюры.

В 2022 году в Москве заменят 500 дорожных камер. Новые комплексы появятся в местах аварийности, это необходимо для повышения безопасности и снижения нарушений правил дорожного движения. Предыдущий пятилетний контракт подходит к завершению, поэтому на замену тех, которые уберут, уже объявили новый конкурс на аренду на следующие пять лет. При этом общее количество комплексов не изменится и составит около 3,5 тыс. штук, как и было ранее,

сообщили в ЦОДД.

Конкурентов больше не будет

Суммы за аренду и замену камер, как видим, внушительные – а значит, где-то имеется колоссальная сверхприбыль. Тем более что в 2019 году «Известия» уже писали о том, что владельцев частных камер «отвяжут» от собираемости штрафов. А год назад сообщали, что в России создадут единый центр контроля за водителями, фактически сужая количество участников, выдавливая мелкие частные компании с рынка.

Директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин предупредил о риске монополизации рынка технических средств для автоматической фиксации нарушений ПДД в процессе создания федерального ЦАФАП: «Создать единый центр обработки данных технически возможно, но вряд ли целесообразно, поскольку за организацию движения отвечают сегодня именно местные власти» – сказал он «Известиям».

Возможно, с рынком обслуживания камер видеофиксации произойдёт нечто подобное. Особенно если участь, что реальный срок износа камер может в значительной мере отличаться от той, что указана в проектной документации. Тем более, что даже с обычным видеонаблюдением могут возникнуть проблемы и клиента могут банально развести множеством способов. Чего говорить о рынке специализированного оборудования, где на кону стоят десятки, а то и сотни миллиардов.

14 сентября 2021 года в сети появилась информация, что на закупке услуги по замене и установке камер была предусмотрена мера обеспечительной заявки в сумме 98,3 млн рублей. А чтобы совсем забетонировать контракт, предусмотрено также условие в виде 327,7 млн рублей безотзывного вклада. Действительно, в проекте договора это неподъемное для большинства возможных конкурентов условие присутствует. Крупные СМИ молчат, не желая раздувать скандал перед выборами – это могло сказаться на рейтинге правящей партии; организаторам выборов хватило публикации «Ведомостей» о грядущем подорожании курятины и яиц, не хватало еще сеть заслуженных дояров московского бюджета разоблачать.

Полная версия