Шугалей напугал Беглова Булановой? В Петербурге творится предвыборная дичь
"Зато не скучно", - так, наверное, думают петербуржцы. глядя на подготовку выборов в региональный парламент. Это шоу обещает быть более интересным, чем скучная переукомплектация Госдумы.
Скучно, девушки!
Выборы в современной России – существенно меньше, чем выборы. Имитация политической борьбы нулевых и первой половины десятых годов сменилась на свою противоположность: народ исподволь приучают к мысли, что он ничего не решает, что «всё посчитают как надо», а значит, можно и не напрягаться, не пытаться что-то изменить. Не факт, что фактическая наша однопартийность станет юридической, но причины этого скорее не в чьей-то приверженности идеалам демократии, а в стремлении регулярно выделять и осваивать выборные бюджеты. Ведь когда нет выбора, незачем и тратить деньги на «агитационные мероприятия».
В этом смысле на парламентские выборы 2021 года и организаторы, и исполнители выходят, как на последние: в следующие два года грызня будет сугубо региональной и местной, то есть с бюджетами на порядок меньшими (разве что в Москве 2023 года власть наверняка не поскупится – скорее по традиции, чем по необходимости). Да и от президентского ристалища 2024-го многого ждать не приходится.
Так что выборы в Госдуму в условиях пандемийных ограничений и снижения уровня жизни – последний шанс хорошо заработать для целого поколения политиков и политтехнологов, которых до следующих реальных выборов успеют сменить еще более молодые и еще более беспринципные конкуренты.
Без «Родины» никуда
При таком начале за упокой трудно было бы ожидать продолжения за здравие: борьба ЛДПР со «Справедливой Россией» при всех судорожных попытках креатива с обеих сторон может навевать исключительно скуку и сон. Но радость пришла, откуда не ждали: в столице российской провинции, Санкт-Петербурге, внезапно подняла голову политическая сила, более патриотичная, чем сама «Единая Россия»: партия «Родина», созданная когда-то в виде избирательного блока Скоковым, Глазьевым, Рогозиным, Бабуриным и Шестаковым, позднее ставшая личной партией Рогозина, а после его ухода на госслужбу претерпевшая целый ряд причудливых изменений. Сейчас руководителем «Родины» называет себя вечный комсомольский вожак Алексей Журавлев, ранее так или иначе числившийся в рядах КПСС, «Справедливой России», «Патриотах России» и «Единой России».
«Родинцы», которых воспринимали как спойлеров «Справедливой России», внезапно громко выступили в Санкт-Петербурге. Они выступают с настолько «правильными» патриотичными лозунгами, что снимать их с выборов так, как «яблочников» и тем более «навальнистов», просто не поднимается рука. Что, например, делать с Максимом Шугалеем, президентом Фонда защиты национальных ценностей? Человек ухитрился избраться в Госсовет Коми, сидя в ливийской тюрьме, пролоббировал снятие фильма о самом себе, а теперь, сдав коми-мандат союзнице, рвется в петербургское законодательное собрание, где определенно намерен немало пошуметь.
Шум – это то, чего больше всего не любит губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Не сам по себе
А ведь Шугалей не в одиночку идет на выборы. Он ведет за собой, например, певицу Татьяну Буланову, завсегдатая корпоративов и дней рождения сильных мира сего, которые просто не могли не согласовать выдвижение этой милой дамы. Что с ней делать? Есть информация, что не очень сообразительные исполнители на местах попросту испортили подписи, собранные штабом Булановой, а потом получили распоряжение этого не делать.
Также «Родине» запретили повесить предвыборные плакаты – неудивительно, ведь главным лозунгом партии было введение «ленинградской надбавки» для пенсионеров: учитывая, что хедлайнером этой нехитрой идеи является как раз мастерица сценических рыданий Буланова, можно представить, какое смятение она внесла бы в души питерских пенсионеров, давно уже тихо завидующих «собянинским» (на самом деле «лужковским») региональным доплатам. Получилось и впрямь несправедливо: «Единой России» свои несбыточные обещания развешивать на каждом углу можно, а «Родине» – нет. В то же время агитационных материалов «Родины» в городе – изобилие так что жаловаться на недостаток пиара партии не приходится.
Усугубляет ситуацию то, что Шугалей не просто не одинок, но еще и «не сам по себе, и проблемы ему не нужны», как говорили герои практически уже документального фильма «День выборов». За спиной Максима Анатольевича маячит внушительная фигура кремлевского политмаэстро Евгения Пригожина, а в глазах главы Центральной избирательной комиссии Эллы Памфиловой политический ресурс Пригожина никак не меньше, чем бегловский.
* * *
В этой щекотливой ситуации Александр Беглов принял универсальное для наших чиновников решение – уйти в отпуск. Что бы сейчас ни случилось с подделкой или порчей подписей, регистрацией или снятием кандидата, – это не его дело. За все будет отвечать местный избирком или вице-губернатор «по политике» Александр Бельский.
При Собчаке и Матвиенко такого не было. Мельчает колыбель революции. Но, быть может, это и к лучшему: зачем нам новая смута?