Власти нашей страны намерены финансировать именитого режиссера, пока сохраняется хоть малейшая возможность.
Фонд кино завершил отбор национальных фильмов, «производство которых осуществляется лидерами отечественного кинопроизводства» (простим творческим людям кривой слог, там есть еще выражение «национальные фильма»). Соответствующий документ можно скачать с сайта этой государственной организации.
Чемпионом по объему государственных вложений стал проект фильма «Праведник» от «Централ партнершип» – о подвиге партизана Николая Киселева, выведшего из белорусской деревни 218 евреев. На эту картину отпущено 300 млн рублей.
250 млн рублей получит «Марс Медиа Энтертейнмент» с очередными «Мастером и Маргаритой».
«Бронза» у Студии «ТриТэ» Никиты Михалкова – 200 млн рублей на съемки блокбастера о смертельно опасном маневрировании российской атомной подводной лодки и гигантского осьминога. Нам обещают показать работу российских моряков, даже в такой экстремальной ситуации «выполняющих свой гражданский и воинский долг». Подчеркнем, что субсидии – безвозвратные: авторы фильмов ничем не рискуют.
Но если по абсолютным суммам фильм Михалкова оказался лишь третьим, то по степени любви жюри – безусловно первым. Абстрактный осьминог в качестве протагониста главных героев понравился экспертам куда больше немецких захватчиков и советских литераторов: по 10-балльной системе фильм получил 8,5 балла (средняя оценка членов жюри), тогда как «Праведник» – 7,1, а «Мастер и Маргарита» – 7,3.
Впрочем, первое место по этому показателю досталось все равно не «Кракену», а другому фильму той же михалковской студии «ТриТэ» – еще 70 миллионов рублей и 8,8 баллов экспертной любви студия получит на среднебюджетную спортивную драму «Чемпион мира». Голосовать против Михалкова, как видим, до сих пор мало кто рискует. «Чемпион мира» – наш ответ заокеанскому «Жертвуя пешкой» о Борисе Спасском и Роберте Фишере, а также запоздалая попытка поймать волну успеха сериала «Ход королевы».
В фильме, согласно официальному анонсу, будет рассказано о «о самом драматичном и легендарном» (неправда) поединке в истории шахмат – героической победе Анатолия Карпова и большой группы его помощников над одиноким перебежчиком Виктором Корчным. Здесь следует отметить, что у Никиты Михалкова и Анатолия Карпова очень много общего – они всегда были единомышленниками, старательно меняли свои идеологические взгляды вместе со сменой власти в Кремле. Это, кстати, не первая государственная помощь фильму о депутате Госдумы – 280 миллионов выделено по другим каналам.
Занятно, что среди проектов, получивших государственное финансирование, есть ещё одна спортивная драма – «Русская пятерка» о золотом «Детройте» в Национальной хоккейной лиге середины 1990-х годов («1-2-3 Продакшн», 50 млн рублей). И – случайно ли? – кольцо на НХЛ замыкается: в 2021 году в Лиге дебютирует клуб из Сиэтла под названием… «Кракен». Не заказали ли Михалкову из-за океана промокампанию новой команды? Потому что в масштабах его деятельности 200 миллионов выглядят как-то скромно: достаточно вспомнить про 4,517 млрд рублей, выделенных на шикарную реконструкцию находящегося в и без того хорошей форме Дома кино.
Кстати, одной из возможных причин относительно низкой оценки «Праведника» членами жюри стал его невысокий коммерческий потенциал. Можно предположить, что эксперты основывались в том числе и на опыте военной драмы «Утомленные солнцем» того же Михалкова – в этой дилогии бесследно растворились 30 миллионов долларов, полученных от государственных банков ВТБ и ВЭБ, а также от Министерства культуры. Общий бюджет двух фильмов составил 42 миллиона долларов, суммарные сборы – 7,5 миллиона.
Если это соображение имело место, то напрасно – с 2010 года градус патриотизма и милитаризма в обществе существенно вырос, так что военные и спортивные драмы имеют все шансы на неплохую кассу. Даже если «нашим» за государственный счет противостоит полумифический моллюск Михалкова или хоккейная тройка под грозным названием «Роковой легион».