Москва
1 ноября ‘24
Пятница

Коммерческую оцифровку москвичей оценили в 10 рублей за голову

На рынке карманных подрядчиков московской мэрии происходят сдвиги: голодные миллиардеры отнимают заказы у сытых.

Издание «Коммерсантъ» обратило внимание на проект создания в Москве системы аналитики больших объемов о жителях города. За 132 миллиона рублей (недорого, порядка 10 рублей за москвича) ООО «Программный продукт» готово создать некую витрину, доступ к которой, по официальным данным, будут иметь только городские ведомства, а на основании собянинского экспериментального правового режима – и частные организации тоже. Данные будут как бы обезличенными, но все мы прекрасно понимаем цену этой мифической анонимности.

Проблемы конкурента

Занятно, что одновременно стало известно об аресте нескольких менеджеров, связанных с другими информационными проектами мэрии. По делу о мошенничестве в особо крупном размере арестованы руководитель департамента АО «Ай-теко» Игорь Колпаков, начальник управления сопровождения проектов мобильных сервисов столичного ГКУ «Информационный город» Олег Филимонов и предприниматель Андрей Шмитько. Юмор (пусть и очень черный) состоит в том, что подведомственное Департаменту информационных технологий Москвы ГКУ «Информационный город» заключило последний, возможно даже крайний контракт с «Ай-теко» буквально только что, 16 февраля 2021 года, и, между прочим, почти на полмиллиарда рублей. В компании сообщают, что господин Колпаков действительно трудоустроен там, но никаких вопросов от силовиков руководство и владельцы не получали. Кроме того, арестованный активно занимался собственной предпринимательской деятельностью. Что ж, суть обвинения пока не раскрыта, поэтому не будем торопиться с выводами.

Скажи мне, кто партнер твоей матери…

Не станет ли «Программный продукт» (согласно базе List-org, 111 шт. на 5 444 462 830 руб.) одним из выгодоприобретателей от возможных проблем «Ай-теко» (156 госзакупок на 11 963 241 328 руб.)? Единственный учредитель этого ОООСергей Анатольевич Александров. Чтобы понять уровень его связей, надо глянуть на другую компанию Александрова – ООО «С.А.» (возможно, по инициалам учредителя), которой Сергей Анатольевич вроде бы владеет единолично. Но какое-то время треть акций принадлежала женщине без отчества, Нине Ликсутовой. Точно так же зовут мать главы Дептранса Москвы Максима Ликсутова; Baza.io уверена, что это один и тот же человек, а мы добавим, что отсутствие отчества может быть косвенным подтверждением, ведь в Эстонии, гражданкой которой Нина является, понятие отчества отсутствует.

К слову, эта не слишком загадочная Нина вышла из капитала «С.А.» через неделю после публикации расследования «Базы».

МТС, «Яндекс», «Сбер», АСИ

Итак, с высокой долей вероятности владелец «Программного продукта» – лицо, не чужое господину Ликсутову. Что же он сотворит для Москвы? Интерактивную витрину с обезличенной информацией о москвичах и систему обмена этими данными с «внешними потребителями». Проще говоря, маркетплейс для торговли москвичами. В правилах экспериментального режима прямо написано, что доступ к данным москвичей могут получить компании – участницы эксперимента, и первые такие участницы как раз названы на днях. Это, в частности, проекты МТС по телемедицине и дистанционному заключению договоров об оказании услуг связи, «Яндекс» со своей беспилотной доставкой грузов, «Национальная база медицинских знаний» (помощь искусственного интеллекта при диагностике заболеваний), ООО «Дата матрикс» (правнучка Агентства стратегических инициатив) с исследованиями прежде закрытой базы врачебной практики. Попала туда и НКО «Ассоциация больших данных», плод сотрудничества нескольких IT-гигантов, «Тинькоффа» и «Сбера», – эта организация намерена создать «сервис для малого и среднего бизнеса по подбору оптимальных сфер и мест деятельности», то есть практически гарантированно мертворождённый проект.

Судя по всему, именно эти организации получат доступ к новому столичному продукту, который должен быть сдан заказчику до 31 августа 2022 года.

Они переплатили

Можно говорить о том, что на рынке и в госуправлении надувается новый пузырь – люди названы «новой нефтью», и стоимость личных данных растёт как на дрожжах. Разумеется, особенно ценятся данные, по которым можно идентифицировать конкретных граждан, но и по условным ID обычно несложно вычислить конкретного человека – если к этому ID привязан, скажем, телефонный номер. Ведь бо́льшую часть сведений о нас компании получают как раз из смартфона, особенно когда он выполняет ещё и роль платёжного инструмента.

Нет сомнений, что многие игроки, скупающие сейчас базы личных данных и подписку на их обновления, вскоре обнаружат, что напрасно потратили деньги. Просто потому что портрет потребителя – это, конечно, прекрасно, но если у этого потребителя денег в обрез на еду и коммунальные услуги, то сколько ни засыпай его спамом, сколько не подсовывайся ему в соцсетях, не купит он твою турецкую ювелирку или даже поддельный итальянский диван.

Просто не на что. И чем больше власть тратит на оцифровку своих граждан, тем меньше у этих самых граждан денег на жизнь.

Полная версия