Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

21:55
Москва
21 декабря ‘24, Суббота

Переменчивая слава Фетисова: биография ледового короля

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Квартирный вопрос испортил недоброжелателей великого хоккеиста –они никак не могут смириться с тягой легенды №2 к элитной недвижимости.

Хоккейный защитник Вячеслав Фетисов – один из самых знаменитых спортсменов в истории СССР/России. Кто еще при жизни удостаивался персонального телевизионного сериала? А Фетисов – да, получил в 2014 году свои четыре серии «Славы». Но периодически эта слава оборачивается иной стороной – повышенным и не всегда доброжелательным интересом со стороны СМИ.

Образец для подражания

Первая слава пришла к Вячеславу в 1980-е. Защитник номер один Советского Союза, капитан ЦСКА и сборной, звезда без каких бы то ни было теней, к 30-летию подошедшая с целой россыпью трофеев и отличий, включая орден Ленина – высшую советскую награду. Омрачила жизнь только первая из двух страшных автомобильных аварий. В 1985 году он стал виновником смерти своего 17-летнего брата – был за рулем, неудачный обгон, фонарный столб. Позднее тренер Виктор Тихонов говорил, что спас тогда своего защитника от тюрьмы. Забегая вперед, напомним, что вторая авария случилась через 12 лет, в Детройте: Вячеслав был уже пассажиром, водитель лимузина по фамилии Гнайда не имел прав и находился под действием марихуаны, машина врезалась в дерево, Фетисов отделался относительно легко, а два других пассажира (массажист Мнацаканов и защитник «Детройта» Константинов) получили травмы, несовместимые с нормальным функционированием мозга. Тогда будущий пламенный защитник русских скреп впервые выступит с осуждением американских законов: девять месяцев тюрьмы для Гнайды показались ему совершенно неадекватным наказанием.

Времена менялись, и хоккеистов из СССР все активнее звали на Запад, но отпускать их никто не спешил. Клубы НХЛ давно распределили между собой права на советских звезд, и активнее всех действовал генеральный менеджер «Нью-Джерси Девилс», застолбившего за собой Фетисова и его друга (вскоре – бывшего друга) Алексея Касатонова. Фетисов принял решение уехать, после чего обрел свою вторую славу – скандально-диссидентскую.

Почти беглец

В 1989 году Фетисов в прессе заявил, что его обещали отпустить в НХЛ после Олимпиады-88, но это обещание не было выполнено. Интервью произвело огромный эффект, хоккеиста упрекали в отсутствии патриотизма, но переговоры о поездке всё же начали. Совинтерспорт, через который тогда официально оформлялись командировки, предложил игроку сначала 10%, потом 20% от контракта – остальное должно было идти в советскую казну. Фетисов заартачился. Он воспользовался услугами своего старшего друга Гарри Каспарова, который к тому моменту уже полностью разорвал отношения с Госкомспортом и первым среди советских спортсменов высокого уровня получил опыт финансовой автономности. Фетисов сделал загранпаспорт через Детский фонд Каспарова, уехал в «Нью-Джерси Девилс» и более никаких дел с советской системой не имел, да и сколько той системе оставалось. Но вот что грустно: когда-то Фетисов благодаря Гарри Каспарову оказался независимым человеком, а потом стал частью машины, которая выдавила Каспарова из России.

Интересно, что Фетисов ухитрился, еще не сыграв за «Дьяволов» ни одного матча, уже подставить свой новый клуб. Никак иначе нельзя назвать его требование подписать в «Нью-Джерси» еще одного русского защитника, Сергея Старикова. Стариков оказался совершенно не готов к НХЛ – команда фактически выбросила деньги на ветер.

В США Фетисов говорил правильные слова о профессиональном развитии и высоких целях, но после завершения карьеры стал несколько честнее: «В 1989 году я приехал в НХЛ. Мне были до лампочки Кубок Стенли и «Нью-Джерси». Я приехал зарабатывать».

Фетисов пришел в молодую команду, находившуюся в процессе перестройки, он стал одним из самых опытных ее игроков. Клуб шел по восходящей, но роль Вячеслава при этом постоянно уменьшалась: приехал Касатонов, пришел Скотт Стивенс, расцветал Скотт Нидермайер. Да и спортивное везение никак не сопутствовало нашему герою.

  • 1994 год – драматичное поражение «Дьяволов» в уже, казалось бы, выигранном полуфинале Кубка от «Рейнджерс».
  • 1995 год – обмен из «Нью-Джерси» в «Детройт», выход в финал с тем же «Детройтом» против того же «Нью-Джерси», статус абсолютных фаворитов в серии против вчерашних одноклубников, страшный разгром 0:4.
  • 1996 год – великолепный чемпионат и совершенно неожиданное поражение в кровавом полуфинале от «Колорадо».

Поздний расцвет

Таким образом, летом 1996 года карьера Фетисова казалась не то чтобы законченной, но, безусловно, идущей на спад: 38 лет, один из самых медленных игроков НХЛ, участник целого набора драматичных поражений. И тут – невероятный ренессанс, три Кубка Стенли за четыре года, четыре финала за пять лет (два последних – в качестве тренера). Про это, к сожалению, американцы много не писали, фильмы не снимали, а сюжет-то покруче, чем неприлично разрекламированный Кубок в последний день карьеры легендарного неудачника Рэя Бурка. К слову, как и Бурк четырьмя годами позже, Фетисов взял в руки свой первый Кубок вторым после капитана команды.

После завершения карьеры игрока Фетисов получил предложение из «Нью-Джерси», менеджер которого Лу Ламорелло с большим уважением относился к Вячеславу. Первый год помощника тренера получился комом, зато на второй и третий «Дьяволы» выходили в финал Кубка Стенли (победа в 2000-м и драматичное поражение в 2001-м). Итого:

  • «Русская пятерка» 1997 года – Кубок Стенли.
  • «Русская пятерка» 1998 года – Кубок Стенли.
  • «Русская пятерка» 2000 года, состоявшая из четырех игроков и тренера Фетисова, – Кубок Стенли.
  • Почти тот же состав в 2001 году – финал Кубка Стенли.

В 2002 году личным решением президента России Вячеслав Фетисов был назначен генеральным менеджером и главным тренером сборной на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Игра не впечатлила – три победы в шести матчах, две из них – над несчастной Белоруссией, но для бронзы этого хватило. А поскольку за две недели до старта турнира весь тренерский штаб «Нью-Джерси» почему-то был отправлен в отставку, после Олимпиады Фетисов впервые за много лет оказался совершенно свободен. И принял предложение президента Путина и премьера Касьянова возглавить отечественный спорт в ранге председателя Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, позднее преобразованного в Росспорт.

Позднее Фетисов говорил о том, что у него было предложение стать главным тренером клуба НХЛ. В этом позволительно усомниться: авторитет у бывшего защитника, безусловно, был, но европейский тренер в НХЛ – это все же нонсенс. Иван Глинка и Алпо Сухонен в те же годы продержались всего по одному сезону, других прецедентов до сих пор не было.

Хоккейный генерал

В первые годы после возвращения Вячеслав еще позволял себе эскапады: «Жена пошла на рынок, потратила больше моей министерской зарплаты» – тогда официальные зарплаты бюджетников даже очень высокого ранга были смешными. Но потихоньку замыкался в чиновный футляр, постигал науку выживания в новой для себя среде.

Всего через год после возвращения в Россию Фетисов получил чин действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса (соответствует воинскому званию генерала армии). Каковы именно были заслуги чиновника, позволившие сразу ввести его в столь элитарный клуб, остается неясным. Воевал с советской системой, играл за американские клубы, в качестве главного тренера проиграл Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити – так себе государственная деятельность.

Несмотря на высокий пост, Фетисов постепенно ушел в тень. В 2007 году вступил в партию «Единая Россия». В 2008 году стал сенатором Совфеда (традиционно считающегося пенсионерской синекурой) от заксобрания Приморского края, к которому ранее никакого отношения не имел. Такие назначения выглядят неуважением к региону, в котором якобы не нашлось человека, достойного представлять малую родину на федеральном уровне.

В сентябре 2016 года Вячеслав Фетисов стал депутатом Госдумы, победив в одномандатном округе №124 в городе Подольске, к которому, опять же, никакого отношения не имел. Победил хоккеист нокаутом – почти 53% голосов.

В целом же в эти годы Фетисов занимался делами отечественного хоккея, поставил на коньки Владимира Путина и, кажется, совершенно не ожидал следующего витка своей славы.

В таунхаусах не голосуют

В 2013 году группа Алексея Навального обнаружила у сенатора «квартиру за миллиард» – чуть более тысячи квадратных метров в Первом Зачатьевском переулке, как пояснил Фетисов, два объединенных между собой таунхауса. Бывший хоккеист сначала объяснил эту покупку своими заокеанскими заработками, потом в нашумевшем интервью «Итогам» дал более детальную раскладку.

Давайте посмотрим на ситуацию и мы.

Вячеслав играл в НХЛ в те времена, когда зарплаты игроков не были безусловно открытыми: так, всезнающий ресурс capfriendly.com ничего не помнит о его заработках. Элитным защитником в Северной Америке он не был никогда, в первой паре «Нью-Джерси» играл разве что до прихода Скотта Стивенса в 1991 году. Крупных рекламных контрактов у него тоже не было – не тот уровень, да и хоккеисты в США вообще не избалованы рекламой, в отличие от представителей трех других больших лиг (бейсбол, баскетбол, американский футбол). «Были контракты со спонсорами на десятки тысяч долларов» – говорит Фетисов, но это не те деньги, которые значимы в этом контексте.

Мы знаем, что первый контракт Фетисов подписал на 250 тысяч долларов, 25% от них забирал агент, который потом по суду вернул 6%. Мы знаем, что в США существуют очень высокие федеральные налоги на высокие зарплаты, а в большинстве штатов – еще и местные сборы. Фетисов играл в Нью-Джерси и Мичигане – там налоги штатов есть. Таким образом, по самой минимальной оценке 40% дохода хоккеиста в среднем шло «на нужды американской военщины». По официальным контрактам за девять лет Фетисов заработал 4,5 млн долларов (он не оспаривает эту сумму), за вычетом налогов получаем 2,7 миллиона. Вячеслав Александрович настаивает также на бонусах по итогам сезона, которые, по его словам, примерно равнялись зарплате. Пусть так. 5,4 миллиона – по курсу нулевых очень далеко до миллиарда рублей. Судя по воспоминаниям в книге «Овертайм», Фетисовы в США жили никак не в режиме жесткой экономии, так что оправдать покупку можно исключительно бизнес-проектами, которыми он должен был заниматься во время карьеры игрока и тренера. Проблема американских успешных инвестиций Фетисова в том, что мы знаем о них исключительно с его слов. Он позиционирует себя как очень успешный инвестор, но по некоторым фразам можно в этом усомниться. Вот, например: «Бывает, инвестиции окупаются не сразу, как, например, с акциями ВТБ, упавшими в цене против стартовой, но в итоге всегда выхожу в плюс». «Народное IPO» ВТБ стало, пожалуй, одной из главных государственных афер нулевых: эти акции и сейчас в рублях (!) стоят намного дешевле, чем в момент размещения в 2007 году, ни о каком плюсе тут говорить не приходится.

Главным вопросом по пресловутой квартире осталась дата ее покупки. В 2011 году, о котором говорит Навальный, Фетисов вряд ли мог ее купить на официальные доходы, а в начале нулевых, которые упоминает сам счастливый владелец, могли быть варианты.

Занятно, что тогда же, в 2013 году, Фетисов называл себя едва ли не оппозиционером и предполагал, что расследование Навального заказано кем-то из кремлевской верхушки. «За так называемый закон Димы Яковлева я не голосовал» – говорит сенатор. Как ни странно, это правда. РИА «Новости» пишет про единогласное голосование в Совфеде: «проголосовавших против и воздержавшихся не было». Но 23 человека действительно не голосовали: общепринятая в обеих палатах нашего парламента гражданская позиция страуса, протест премудрого пескаря вместо честного «против». В списке тех, кто хотя бы вслух высказался по законопроекту, Фетисова также нет. Сомнения высказал лишь Евгений Тарло, но его быстро осадили товарищи.

Этот трюк Фетисов, уже в качестве депутата Госдумы, повторил и с голосованием по пенсионному возрасту: вовремя оказался в командировке. Кремль внимательно следит за соблюдением принципа круговой поруки, но людям, играющим в хоккей, дозволяется больше, чем остальным. Обладатели недвижимости в Нью-Джерси и Нью-Йорке, Фетисовы делает всё, чтобы не попасть в санкционные списки.

Варшавский Нью-Йорк Фетисова

И вот недавно – новый, хотя и локальный всплеск славы. В сентябре 2020 года угасший интерес к недвижимости депутата вновь ожил. Группа расследователей «Проект» заинтересовалась жильем семьи Фетисова в элитном нью-йоркском небоскребе Trump International Hotel and Tower на Манхэттене. Жилье было куплено в 2009 году за 6,4 млн долларов и оформлено на супругу сенатора – в декларациях экс-хоккеист указывал, что покупка совершена за счет продажи другой недвижимости и заработков жены. В 2016 году квартиру переоформили на дочь Фетисова. Но журналисты, пишет Sports.ru, усомнились в официальной версии и создали свою.

Большим другом Фетисова считается бизнесмен Александр Варшавский, в начале 1990-х живший в Нью-Джерси, где играл тогда хоккеист. Позднее оба вернулись на родину, при этом Варшавский стал совладельцем крупного автодилера «Авилон». До преобразования в АО «Авилон» принадлежал кипрским офшорам, а учредителем акционерного общества обозначена некая нью-джерсийская фирма с гордым названием New York Motors corp. Фетисов регулярно появлялся на мероприятиях «Авилона», его жена также не чужда этому бизнесу: «у жены автомобильный салон на Новой Риге», говорил сенатор в 2013 году.

«Авилон» – очень крупный поставщик госструктур, он регулярно заключает миллиардные контракты. «Проект» – и в этом, собственно, начинается новизна его расследования – утверждает, что в 2007 году жена Вячеслава Фетисова, Ладлена, была трудоустроена на должность заместителя гендиректора сразу в две компании (с зарплатами в 425 и 200 тысяч рублей соответственно), которые входили в бизнес Александра Варшавского. Возможно, именно это позже имел в виду Фетисов, когда говорил «Лада занимается логистикой, работает в компании у наших друзей, ее годовая зарплата составляет 250 тысяч долларов».

В 2015 году, в горячую пору «центробанковского террора», рухнул Пробизнесбанк, с которым были связаны и Варшавский, и Фетисовы. Семья политика обвинила сотрудницу банка Наталью Абрамову в недобросовестном исполнении обязанностей, Абрамова дала показания, и эти документы оказались в руках «Проекта». По ее словам, деньги на покупку нью-йоркской квартиры Фетисовым выделил именно Варшавский, а долг этот впоследствии погасила офшорная компания Finbay Group Ltd. «Проект» пытается объяснить и экономический смысл этих телодвижений – Варшавский тогда якобы контролировал часть лотерейного бизнеса (сам он это отрицает), а Фетисов, хоть и ушел с поста министра спорта, неофициально все равно курировал это направление. А ведь именно тогда лотереи в России приобрели спортивный привкус – доходы с них планировалось направить на проведение Сочинской Олимпиады.

Сам Вячеслав Фетисов подробных обстоятельств этой сделки не помнит. «То, что Варшавский мой друг, не дает никаких поводов комментировать какие-то сомнительные вещи, ничем не подтвержденные» – убежден народный избранник.

* * *

Что сказать о Фетисове? Хоккеист – выдающийся. Человек – интересный. Кажется, ему самому не очень уютно в выбранной роли, но дороги назад давно уже нет.

Жителям Харпа сделают теплый подарок на Новый год
Реклама