Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Никита Михалков бросил камень в молодых актеров. Безгрешен ли он сам?

Пословица про соринку и бревно обрела очередную увесистую иллюстрацию

Раскрыл чужие карты

В очередном выпуске своей видеопередачи «Бесогон» Никита Сергеевич Михалков решил поиграть на посконных чувствах своей публики и раскрыл колоссальные доходы людей, поддерживающих (несуществующую) политическую платформу Алексея Навального или хотя бы просто требующих его освобождения, ибо претензии к оппозиционеру и впрямь выглядят малоубедительно.

Исходя из крайне спорного тезиса «При власти – значит благодаря власти», Михалков критикует критиков существующего порядка вещей за неблагодарность. Ведь, по данным мэтра, Саша Бортич получает 200 тысяч рублей за съемочный день, а Павел Деревянко – так и вовсе 300 тысяч. Число съемочных дней в году Михалков, правда, не раскрывает (а оно никогда не бывает трехзначным, по крайней мере по таким тарифам), но понятно, что это действительно доходы существенно выше среднестатистического уровня. Как можно с высоты этого барства призывать народ выходить на баррикады, Никита Сергеевич не понимает. Деревянко и Бортич, правда, ни к каким баррикадам не призывали, но это уже красоты стиля.

При этом о собственных доходах – а там крутятся деньги совершенно иного порядка, – «Бесогон» не рассказывает. И то логично: он же не бунтует против власти, значит к нему и вопросов быть не должно. Между тем вопросов этих все больше. Зря Михалков поднимает тему чужих денег, ох зря. Раз такой православный человек мог начать кидаться камнями (поклонники Навального обычно употребляют иной термин, но не будем уподобляться), стало быть он уверен, что сам-то точно без греха.

Что ж, это лишний повод перечислить совершенно безгрешные этапы деловой биографии мэтра.

Сегодня музыку слушают, а завтра бунтовать начнут

Какое произведение Никиты Сергеевича оказало наибольшее влияние на нашу многострадальную страну? Кто-то назовет фильм «Утомленные солнцем», кто-то «Своего среди чужих», несколько человек – Степана Михалкова, но большинство сведущих собеседников сойдутся на том, что это – группа компаний, выстроенных вокруг защиты авторских прав в России. РАО, РСП и ВОИС – как трехголовая гидра.

«Прогрессивный менеджер, умница, красавец» – так называл сентиментальный Никита Сергеевич руководителя Российского авторского общества (РАО) Сергея Федотова. Потом он заступался за Федотова при расследовании связанных с ним уголовных дел – из РАО уходили миллиарды, собранные деньги размещались в мелких банках, а потом выдавались в качестве кредитов самовзрывающимся юридическим лицам. Ущерб – миллиарды. Федотову – два срока. Осуждены также соседка Михалкова Светлана Темешова и его близкая знакомая Вера Федотова, мать умницы и красавца.

Между тем гидра продавила знаменитый «налог на болванки» – и по сей день в розничной цене ввозимой в Россию продукции, способной издавать хоть какие-то музыкальные звуки, около 1% составляет долю выстроенной Михалковым системы. Сколько из этих денег доходит до истинных исполнителей – есть разные оценки, от РАО и от этих самых исполнителей. Зато известно, что гиены РАО порой требуют у исполнителей мзду даже за исполнение их собственных произведений. Сколько-сколько там получает бедолага Бортич? Штрафы для кафе за поставленную музыку порой исчисляются миллионами рублей – полная антисанитария на кухне, например, обойдется значительно дешевле, чем невовремя включенное радио.

Понятно, что строгость законов компенсируется необязательностью исполнения, и где-нибудь в армянском кафе на окраине райцентра эмиссарам РАО просто исправят прикус, но в крупных городах и организаторам концертов, и общепиту приходится искать пути самозащиты. На помощь тут приходят посредники, продающие готовые плейлисты с «очищенными» правами. Это дешевле.

Известно, что на деятельность одного только РАО в 2018 году ушло 655 миллионов рублей – и это вызвало такую реакцию, что более поздние сведения найти не удалось (пандемия всё спишет). А в списке учредителей Общества до сих пор мы видим множество людей, не имеющих к нему никакого отношения – например, давно покойных поэта Андрея Вознесенского и сатирика Аркадия Арканова.

А несколько раньше в 2012 году, аппетиты поборников авторских прав дошли до того, что они потребовали платы от всех владельцев сайтов в зонах .ru и .рф, где есть хоть какая-то музыка.

И милость к лепшим призывал

Никита Сергеевич – человек влиятельный и добрый не только к мертвым классикам, но и к живым соратникам. Господину Федотову его заступничество не помогло, но, возможно, именно благодаря Михалкову остальные осужденные получили условные сроки. Еще больше повезло экс-сенатору Глебу Фетисову: судя по заботливо слитому письму Михалкова главе Следкома Александру Бастрыкину, авторитет Михалкова сыграл не последнюю роль в закрытии уголовного дела против его товарища. Сейчас же режиссер пытается по неофициальным каналам вывести из-под удара своего делового партнера Константина Тувыкина, что уже вызвало здоровый интерес юристов.

Пронаснимавшиеся

Знаменитым стало дело о недвижимости – студия Михалкова «ТриТэ» стала заказчиком сноса в Малом Козихинском переулке ряда исторических зданий и строительства на их месте гостиницы. Местные жители вышли на протесты, но мнение плебса никого не заинтересовало. Хотя нет – когда в пикетах приняла участие народная артистка Российской Федерации Татьяна Догилева, Никита Сергеевич – разумеется, по чистому совпадению – решил исключить Татьяну Анатольевну из Союза кинематографистов за неуплату членских взносов. Актриса отнеслась к этому с юмором: она была уверена, что давно уже не состоит в карманном михалковском профсоюзе.

Апарт-отель «У Патриарших» во время строительства как-то превратился в элитный жилой комплекс. Единственное на данный момент объявление на ЦИАН соответствует цене в 1,68 млн рублей. Не за апартаменты, нет – за один квадратный метр. Сколько там зарабатывает бессовестный Деревянко? А вот у детей мэтра денег на такое жилье хватает. Хотя вряд ли они могут сравниться талантом с лихим мухачом из «Неваляшки».

Ad absurdum

Так, может быть, не стоило Никите Сергеевичу так уж нападать на простых актеров, рискнувших сметь свое суждение иметь? Не лично Путин платит же им за работу. Связывать все происходящее в стране с ее лидером пытались много раз, ничего хорошего не получилось, остались только частушки с рефреном «В этом личная заслуга Леонида Ильича».

Можно обратиться и к поэзии уровнем повыше. «С каких это пор понятие власти стало равно ключевому понятию родины?» – вопрошал классово близкий, но духовно бесконечно чуждый семейству Михалковых Владимир Набоков.

Ждем дальнейшего развития логики. Например, хоккеист Артемий Панарин, критикующий российскую власть, получает 11 миллионов долларов в год в Нью-Йорке, но ведь сделали его хорошим игроком в России, в клубе, который финансировал «Газпром», в котором мажоритарным акционером является государство – так имеет ли он право на свои высказывания?

В ответ можно привести другой пример – другой хоккеист, большой сторонник действующей власти Александр Овечкин получает в Вашингтоне 9,5 миллионов, из них около половины уходит на налоги, а из этих налогов американская власть помогает украинской власти обстреливать ополченцев Донбасса. Тоже как-то некрасиво выглядит, согласитесь.

Так может быть, не разводить несуществующую мораль на ровном месте?

* * *

Интересно, что у Никиты Сергеевича есть важное правило – по возможности не подписывать документы лично. Всегда находится какой-нибудь Игорь Масленников или Сергей Федотов, который берет ответственность на себя. Почему бы так?

Полная версия