Ничто не ново в лунке: как русские министры тратят деньги в Испании
Расходы пары Голиковой и Христенко выглядят куда более внушительно, чем их доходы.
Красиво летать не запретишь
Любопытное расследование выкатила «Новая газета» – из него может создаться ощущение, что «социальный» вице-премьер Татьяна Голикова ведёт не вполне социальный образ жизни или, как выражался незабвенный городничий, «не по чину» развлекается в свободное от защиты граждан время.
Вице-премьер Татьяна Голикова, бывшая министр здравоохранения, бывшая глава Счетной палаты, сейчас является главным проводником новой социальной политики. В этой политике выдача материнского капитала сочетается с невиданным прессингом льготников по всем остальным линиям. Экономия бюджета, ничего не попишешь.
При этом Татьяна Алексеевна и ее муж Виктор Христенко (бывший министр промышленности, вице-премьер и даже и.о. премьера, а ныне президент Делового совета Евразийского экономического союза) очень часто летают в Испанию, причем отнюдь не по рабочим нуждам.
В 2020 году, при закрытых границах, – девять перелетов на бизнес-джете T7-TAV туда и обратно, удивляются журналисты. И это только в Испанию, так-то Виктор Борисович летает на нем и во многие другие страны. Журналисты «Новой» оценивают стоимость каждого перелета в одну сторону примерно в 25 тысяч долларов, то есть испанские вояжи обошлись почти в полмиллиона долларов.
San Roque de Khristenko
А в Испании у супругов, между прочим, испанские журналисты нашли прекрасную виллу за 10 млн евро – грех владеть такой и не летать туда регулярно. Впрочем, вопросы сохраняются: в официальных реестрах испанской недвижимости Khristenko и Golikova в качестве владельцев не значатся. Но источники «Новой» говорят, что их часто можно встретить именно в Сан-Роке, что в солнечной Андалусии. Формально недвижимость принадлежит юридическому лицу, но любители офшорных расследований ведут цепочку к сановной паре.
И это не единственная цепочка из благословенного Сан-Роке, расположенного в двух шагах от Гибралтара. В 2019 году некий очень богатый, но очень скромный и потому оставшийся неизвестным человек купил гольф-клуб San Roque, входящий в «золотой гольф-треугольник» юга Испании. Экспертная оценка собственных средств поменявшей владельца компании – 40 млн евро, репутация же владельца клуба, в котором собираются отпрыски королевских и президентских семей, – бесценна.
Считается, что San Roque с недавних времен принадлежит российской компании «Гольф эстейт». Несмотря на очевидные записи в базах данных юридических лиц, Виктор Христенко не рекламирует свой контроль над «Гольф эстейтом» (во статьях деловых СМИ он часто упоминается в одном материале с этим предприятием, но никогда не в качестве его владельца), да и представители Голиковой сообщали СМИ, что клуб лишь находится в управлении у одной из компаний ее мужа. Однако опровергать соответствующее расследование «Лайфа» Христенко не стал – тем более что там его бизнес был назван убыточным, что полностью соответствует интересам налогоплательщика. На сайте «Гольф эстейта» есть страница клуба San Roque, а директора клуба, хоть и не называют фамилию владельца, но описывают его вполне похоже на Христенко. Да и мэр Сан-Роке говорил, что La compañía rusa Golf Estate ha adquirido hace apenas unos días el campo de golf y la casa club de The San Roque Club, , где adquirido означает «приобрела», а никак не «взяла в аренду». а по гиперссылке со слов Golf Estate можно перейти на страницу, где упоминается El presidente de Golf Estate Dmitry Kozachenko. Согласно открытым базам данных, генерального директора ООО «Гольфэстейт» с тремя сотрудниками и 10 тысячами рублей уставного капитала зовут Дмитрий Козаченко. Шах и, в общем-то, мат.
Не имей сто рублей
«Первое антикоррупционное СМИ» напоминает, что официальные доходы четы относительно скромны. 63-летий Христенко, строго говоря, 8 лет не является федеральным государственным служащим, но все же последующая его работа в Евразийской экономической комиссии и Евразийском экономическом союзе предполагает этику некоей прозрачности. Поэтому Виктор Борисович вынужден иногда отвечать на неудобные вопросы:
Все приобретенные мною доли в российских компаниях… приобретались по номинальной стоимости, которая значительно меньше моего личного дохода за последнее время...
То есть активы уважаемому человеку отдают «за так». В это можно поверить: имея, по данным ПАСМИ, доход в 51,5 млн рублей за 2019 год, Христенко позволяет некоторым своим компаниям приносить до 160 млн рублей убытка. Супруга залатать дыру в бюджете никак не может – её доход составил лишь 14,9 млн рублей. Ни о каких прибыльных бизнесах четы никаких данных не существует. Но характерно, что Христенко говорит только о российских компаниях. Испанцам-то зачем отдавать чужестранцу свои активы «по номиналу»?
Может быть, трудящимся на благо России и Евразии гражданам предпенсионного возраста помогают дети? Например, Владимир Викторович Христенко, президент компании «Нанолек», принадлежащей кипрскому офшору? В 2020 году Минздрав разместил в «Нанолеке» заказы на медицинские препараты общей стоимостью 2,5 млрд рублей, а куратором этого министерства в правительстве является вице-премьер Татьяна Голикова. Но даже этих миллиардов, а Христенко-младшему достаётся от них не такая уж большая доля, не хватило бы на указанные траты.
Или приятели подсобили – например, старый друг семьи Виктор Харитонин, «Фармстандарт» которого стал главным выгодоприобретателем в год пандемии, ибо выпускает множество лекарств, рекомендованных все тем же Минздравом.
Так и живем: с миру по нитке – бедняку гольф-клуб…