Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Путин стал последней надеждой мракоборцев из Волгограда

Звериный оскал стабильности: за последние 10 лет правила исчисления времени в Волгограде меняют в четвертый раз.

Жители Волгограда записали коллективное обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой заблокировать принятие закона о переводе региона на московское время. Сотни горожан собрались в центре города в День российской Конституции, 12 декабря, чтобы использовать последний шанс в борьбе за право жить при свете солнца, а в не в перманентной тьме. Организаторы акции рассчитывают, что обращение прозвучит в ходе пресс-конференции главы государства 17 декабря. При этом видео уже появилось в соцсетях и на видеосервисе YouTube.

Темные годы

До 1988 года в Волгоградской области действовало нормальное поясное время UTC+4 (на час больше, чем в Москве). Потом в рамках борьбы с советским строем область перевели «в Москву». В 2011 году Дмитрий Медведев отменил переход на зимнее время, чтобы компенсировать неудобства от предыдущих своих реформ, одной из которых была отмена часового пояса UTC+4 в принципе – области стало чуть получше. В 2014 году постоянное время, однако, из «летнего» сделали «зимним». И хотя при этом вернули UTC+4, Волгоградской области это не коснулось.

2014–2018 годы стали для волгоградцев настоящими темными временами. Притом не только в экономическом плане (напомним, в последние годы Волгоград традиционно занимает первые строчки рейтинга самых бедных российских городов-миллионников), а даже и в самом прямом, биологическом. Отмена перевода стрелок в масштабах страны и переход на постоянное зимнее время привел к тому, что время рассвета в городе и регионе «сдвинулось» на четыре часа утра, притом что светать начинало еще раньше, а закат начинался уже в восемь вечера. Зимой же солнце клонилось к горизонту в четыре часа дня, а в пять уже практически наступала непроглядная ночь.

Необходимость спать при дневном свете, а значительную часть активного времени проводить во тьме практически сразу породила сопротивление со стороны местных жителей. С 2015 года активисты заваливали местных депутатов и Общественную палату петициями с тысячами подписей, требуя перевести регион в другой часовой пояс. Однако народные слуги и местные чиновники до поры до времени делали вид, что ничего не замечают.

Форточка возможностей приоткрылась в 2018 году, когда подошел срок очередных президентских выборов. Обозреватели многократно отмечали, что высокая явка на подобных мероприятиях является одним из важнейших показателей компетентности местного начальства в глазах федерального центра. Низкая же, наоборот, может трактоваться как нелояльность Москве и конкретно первому лицу государства, что довольно быстро может повлечь соответствующие кадровые решения.

Оказавшись перед вызовом и не желая рисковать своими креслами, окружение волгоградского губернатора Андрея Бочарова решило разыграть козырную карту: совместить президентские выборы с референдумом по вопросу о переводе стрелок на час вперед.

Фактически региональная власть предложила гражданам сделку: вы нам – приличную явку на участки (а значит, и отсутствие проблем со стороны Москвы), а мы – так и быть, подумаем, как сделать жизнь в откровенно депрессивной области чуточку комфортнее.

Волгоградцы на сделку согласились. Явка на выборах оказалась выше средней по стране (68,14 % против 67%). За перевод области на местное время высказались 58,82% участников голосования.

Казалось бы: все должны быть довольны. Рядовые граждане после нескольких лет катакомбного существования получили наконец возможность полноценно гулять с детьми после работы; пенсионеры – копаться по вечерам на дачах, а Бочаров и компания остались на своих местах, с соответствующими зарплатами и возможностью рулить региональными бюджетами.

Почему Волгоград не Москва

Однако новый уклад породил интересный казус. Тогда как подавляющее большинство рядовых граждан новое время полностью устраивало, поскольку их работа и повседневные дела целиком зависят от местного режима дня, – чиновники, судя по всему, оказались в затруднительном положении. Необходимость постоянно проводить совещания с московскими коллегами и вообще координировать жизнь со столицей стала приводить к необходимости задерживаться на работе после формального завершения трудового дня. Такое положение дел им довольно быстро наскучило, и вместо того, чтобы принять данное неудобство как бремя власти, они решили отыграть ситуацию назад.

В качестве инструмента был выбран «опрос» жителей области об отношении к местному времени, который решили совместить с голосованием по поправкам в Конституцию 1 июля текущего года.

Если референдум 2018-го проводился с соблюдением всех избирательных норм и правил, то с опросом власти решили не заморачиваться. По свидетельству жителей области, массово описавших в Facebook и других соцсетях происходившее на участках, – мероприятие было организовано в лучших традициях студенческого капустника. Паспортов у голосовавших никто не проверял, бланки складывались не в опечатанные урны, а в обычные картонные коробки.

Неудивительно, что юридическая значимость и законность такого мероприятия вызвала даже не вопросы, а реальное возмущение людей, собственными глазами наблюдавших «голосовательный балаган». Чиновники, однако, на голубом глазу объявили, что 65,7% жителей области якобы высказались на опросе за возвращение в московский часовой пояс, и стало быть – самое время затевать обратный переход.

Активисты – лишь вершина айсберга

В середине сентября активисты движения «Волгоградское время» направили в администрацию президента 18 тысяч подписей с требованием остановить перевод стрелок. В первых числах ноября в Кремль ушла вторая партия бланков – 47 тысяч подписей. Между двумя этими коллективными челобитными волгоградцы направили в Госдуму одиннадцать килограммов (!) подписных листов с 37 тысячами автографов, требуя признать результаты летнего опроса незаконными.

Была предпринята попытка и повлиять на происходящее через Центризбирком.

«В конце июня было проведено мероприятие «О выявлении мнения населения области по вопросу исчисления времени». По итогам данного мероприятия в Госдуму был направлен проект закона об обратном переходе региона в зону UTC+3. Итоги законного референдума могут быть отменены неким мероприятием, к которому не предъявляются нормы избирательного законодательства?» –

говорилось в обращении, отправленном волгоградцами в конце ноября главе ЦИКа Элле Памфиловой.

«Мы считаем, что в случае принятия данного законопроекта будет нарушен Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», –

отмечали авторы документа.

Согласно действующему в РФ законодательству, а именно – 73-й статье федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пересмотреть результат законного референдума можно не ранее чем через два года после объявления его итогов. Но опять-таки, для этого требуется проводить аналогичный референдум, а никак не бессмысленный и юридически ничтожный опрос.

Фактически, рядовые жители Волгоградской области борются сейчас с правовым нигилизмом местной элиты, которая не только решила переступить через негласные договоренности с гражданами, но и наплевала на федеральное законодательство.

Примечательно, что это понимают не только местные жители, но и эксперты федерального уровня. 26 ноября Минюст РФ заявил, что выступает против перевода области в московский часовой пояс.

Путин перед выбором

За прошедшие полгода попытки отменить введение московского времени предпринимались по самым разным направлениям. Активисты устраивали многочисленные одиночные пикеты, общественники подали несколько исков в суды. Однако ни явное сопротивление граждан, ни отрицательный отзыв юристов Минюста не остановили процесс. В конце сентября судья Центрального районного суда Волгограда Ирина Галахова отклонила иск о признании результатов опроса незаконными, а 9 декабря Госдума утвердила в третьем чтении закон о переводе региона в столичный часовой пояс.

Формально спикер Волгоградской областной Думы Александр Блошкин, который как раз и поднял в апреле вопрос о возвращении области в московский часовой пояс, и губернатор Андрей Бочаров, активно поддержавший инициативу, одержали убедительную победу над населением. Однако весьма вероятно, что победа эта может оказаться пирровой. Нежелание местных парламентариев слушать обычных людей и учитывать их незамысловатые потребности, а также невозможность остановить реализацию крайне спорной процедуры на уровне местных судов уже вывела местечковый конфликт на федеральный уровень. Обращение к президенту же буквально сделало главу государства крайним в принятии окончательного решения.

Сами участники обращения говорят, что поддержка президентом перевода стрелок подорвет доверие к выборам в России. Однако на деле все обстоит еще интереснее. По сути, и Блошкин, и Бочаров, и их лобби в областной Думе создали ситуацию, когда глава государства должен либо выступить на стороне рядовых граждан, либо же публично поддержать самодурство региональных бюрократов. В первом случае президент покажет, что вертикаль власти не работает; во втором – распишется в том, что находится по одну сторону с людьми, которые, по его же недавнему выражению, едят «спагетти болоньезе», а не «макароны по-флотски».

Вне зависимости от того, какое решение будет в конце концов принято, само наличие этой дилеммы вряд ли может порадовать Кремль. А потому очевидно, что оно добавит минусов в политическую карму волгоградских управленцев.

К слову, не так давно похожим образом закончилась политическая карьера архангельского губернатора Игоря Орлова, активно лоббировавшего завоз в регион столичного мусора и называвшего «шелупонью» местных жителей, протестующих против такого решения. Правда, архангелогородцы сумели показать нетривиальную решимость в отстаивании своих интересов и нерядовое гражданское мужество (вплоть до выдвижения ультимативных требований к главе государства). Смогут ли волгоградцы повторить их успех – покажет ближайшее будущее.

Полная версия