Бесогон не выдержит двоих: почему Михалков судится со своим фанатом
Режиссер нашел оригинальный повод подогреть поостывшее внимание публики к своей персоне.
Ваши права – наши деньги
Удивительный скандал разгорелся вокруг только что отметившего свое 75-летие режиссера Никиты Михалкова. Между днем официальных поздравлений и большим праздником, вероятно, намеченным на выходные, мэтр занялся защитой авторских прав. На сей раз – собственных.
Никита Сергеевич известен как главный защитник авторских прав в России. Основатель Российского союза правообладателей, он ухитрился протолкнуть уникальный «налог на болванки» – 1% от стоимости любого устройства, способного копировать и воспроизводить музыку и видео, поступает в распоряжение этой организации. Болванки (пустые компакт-диски, предназначенные для записи информации) уже ушли в прошлое, зато рынки компьютеров и смартфонов огромны. Вот вы покупали смартфон за 20 тысяч? 200 рублей из них пошли Михалкову и его друзьям, а в дальнейшем правообладателям какого-нибудь контента, о существовании которого вы даже не подозреваете.
Ваши 200 рублей не пропадут зря – так, например, глава Российского авторского общества Сергей Федотов в июле получил пять лет колонии за многочисленные хищения (а до этого еще полтора года). Никита Сергеевич первое время заступался за своего ставленника, потом махнул рукой и взял на его место другого.
В начале пандемии бизнес попросил правительство снизить размер отчислений до 0,5%, но понимания не встретил. Война войной, а поборы по расписанию!
155 цифровых доказательств
Это отступление было нужно для того, чтобы понимать – Михалков, несмотря на преклонный возраст, жестко стоит на страже интересов творцов даже в том случае, когда творцом является он сам.
Украденное творение – выпуски телепередачи «Бесогон». Большой поклонник режиссера Роман Ерохин выложил на своем сайте 155 роликов c Youtube-канала «Бесогон-ТВ», который Михалков ведет с 2011 года. Выпуски дублировались на телеканале «Россия 24», но там не все было благополучно: если конфликт 2015 года удалось замять, то апрельский «Бесогон» 2020 года про заговор Грефа и Гейтса оказался последним: на ВГТРК решили, что режиссер слишком уж раскачивает лодку. Его не выгнали с канала – он сам решил уйти, из телеведущего став влогером, автором видеоблога. Многие конкуренты на этом поприще годятся ему во внуки, если не в правнуки.
Это можно сказать и о Романе Ерохине, хотя он влогером до сей поры и не был. Разделяя многие взгляды Никиты Сергеевича, Роман просто публиковал выпуски «Бесогона» на своем сайте (код вставки официально доступен на Youtube, хотя хозяева канала могли бы запретить просмотр с других ресурсов, такая техническая возможность есть), а также распространял их в социальных сетях. Факта незаконного копирования, по словам Ерохина, не было: видео воспроизводилось с сервиса Youtube, на хостинге ерохинского сайта его не было.
Но сайт (его название не раскрывается), несмотря на это, уже попал в реестр запрещенных доменных имен – жернова Роскомнадзора работают быстро. Отчасти такую скорость запрета можно объяснить тем, что государство, как бы ни клялся Михалков в любви к Владимиру Путину и лично к России, отнюдь не заинтересовано в распространении его передачи. И, если режиссер хочет выстрелить себе в ногу, Роскомнадзор еще и патроны ему подарит.
Ошибка? Расчет!
Дело в том, что ровно никакого ущерба Ерохин Михалкову не нанес. Просмотры роликов на его сайте отражались на счетчике Youtube, давали рекламу и монетизацию исключительно Михалкову, а никак не владельцу сайта. Последний мог рассчитывать разве что на некоторое увеличение посещаемости за счет наличия популярного контента, но едва ли поклонники Михалкова валом валили к Ерохину.
Претензии кумира сильно удивили Романа. Вину он не признал, удалять материалы отказался (так как это выглядело бы признанием вины), следующее заседание суда состоится 3 ноября. Кстати, Ерохин по этому поводу начал записывать первый собственный видеоблог, то есть Михалков еще и нажил себе конкурента.
На первый взгляд, рационально объяснить поведение влогера Михалкова нельзя. Он атакует сайт, который повышает число просмотров его, Михалкова, передач, а число просмотров – это деньги от рекламы. Он препятствует распространению собственных взглядов, и без того не слишком популярных в обществе. Он организует гонения на предполагаемого единомышленника, коих не так уж много. Будем надеяться, что не дойдет до демонстрации корыстолюбия, то есть требования материальной компенсации.
Что ж, чем больше претензий выдвинет сторона Михалкова, тем интереснее будет и… тем больше расскажут об этом в СМИ. Вот в этом, собственно, собака-то и порылась: Михалков в последнее время меньше интересен публике – так, число просмотров выпуска двухнедельной давности «Парад мышей» составляет лишь 1,26 миллиона, второй худший результат с момента ухода с телевидения. Канал очень нуждается в рекламе, желательно бесплатной («Богато живёте, Никита Сергеевич, но экономно», – якобы сказал Михалкову Путин, пообедав в его поместье) – и суд совершенно точно напомнит пользователям Youtube о необходимости регулярных сеансов экзорцизма под управлением знающего специалиста.
Поэтому в пустоту бьет остроумие Ерохина, который так рассказывает о подготовке к слушаниям по существу: «Теперь у меня двое не связанных между собой юристов. Причем один работает в психиатрической больнице, и это как раз требуемое профильное направление, ибо адекватность обвиняющей стороны, на мой субъективный оценочный взгляд, под большим вопросом». Нет, Михалков как раз прекрасно знает, что делает, в отличие от странного человека, так сильно увлекшегося его роликами и теперь пострадавшего из-за этого.