Почему указы Сергея Собянина пестрят неясными формулировками и зачем мэру знать всю подноготную жителей столицы
В России налицо обострение ситуации с коронавирусом – та самая вторая волна, которой нас пугали все лето. Ой, простите, не вторая волна, а просто всплеск заболеваемости. У Сергея Собянина свое представление о том, что такое вторая волна эпидемии – весьма отличающееся от мнения собственно эпидемиологов. Мэр столицы убежден, что «вторая волна» – это когда уже переболевшие подхватывают инфекцию повторно. Что ж, каждый имеет право на свое мнение.
Интересно, что вторая волна – то есть Та-которую-нельзя-называть – пришла в Москву как раз тогда, когда ее и ждали. То есть с сезонным похолоданием. Само похолодание, правда, опоздало – погоды в столице стоят прекрасные. Но это мало кого волнует: ограничения, связанные с ожидаемым всплеском заболеваемости, были запланированы заранее, и никто не собирается их отменять в связи с какой-то там теплой осенью.
Будьте любезны, на первый-второй рассчитайтесь
Мэрия разослала столичным предпринимателям письма с просьбами. Не с приказами, заметим, а именно с просьбами – исключительно вежливыми и перемежающимися изящными реверансами. Смотрите сами:
Мы знаем, что многие из вас уже прислушались к рекомендациям и сократили число работников в офисе, насколько это было возможным. Но интенсивность передвижения по городу по-прежнему высокая... Мы просим вас перевести на удаленный режим работы максимально возможное количество сотрудников… Просим вас в соответствии с Указом Мэра Москвы Сергея Собянина от 1 октября 2020 года № 96-УМ заполнить анкету о количестве человек в вашей организации, которые с 5 октября перейдут на удаленную работу. Минимальный порог – 30% сотрудников… Заранее благодарим вас за неравнодушие! Будьте здоровы!
Не чиновники, а само радушие – и поклонились в пояс, и заранее поблагодарили, и даже здоровья пожелали. Майский день, именины сердца. Но, как говорится, есть один нюанс – обратная сторона всей этой маниловщины довольно неприглядна. Просьба на то и просьба, чтобы ее можно было и не выполнять, если невмочь. А тут не все так просто – тем, кто найдет в себе черствость не откликнуться на нижайшие мольбы из мэрии, придется несладко. Потому что «невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности может привести к предупреждению или административному штрафу в размере от 1 тыс. до 30 тыс. руб. для граждан. Для должностных лиц сумма штрафа начинается от 10 тыс. руб., для предпринимателей без юридического лица — от 30 тыс. руб., для юрлиц — от 100 тыс.».
Телефоны на стол, идет контрольная
Работодателей не только «попросили» отправить почти треть сотрудников на удаленную работу – от них потребовали подробного отчета. А именно: с 12 октября 2020 года каждый понедельник предприниматели должны передавать московским властям данные о каждом удаленщике. По всей видимости, обычного списка работников мэрии мало – ей любопытно как можно больше узнать о каждом труженике, зарабатывающем деньги не в офисе, а сидя у себя дома. Ей любопытно, какой у каждого из удаленных работников номер телефона, номер личного автомобиля, номер социальной карты или социального билета (временный тоже считается), номер электронной карты «Тройка» и/или «Стрелка», а также номер месячного проездного билета – как без лимита на количество поездок, так и с лимитом в 70 поездок.
Все это, впрочем, не точно: любезная столичная мэрия ничего не требует напрямую, а просто в 96-м указе есть ссылка на приложение 4 к мартовскому указу №12. Так что предприниматели пока в замешательстве. Кто-то верит, что фраза из 96-го указа «без персональных данных» – правда, а не изящная шутка, а кто-то прочел перечень требований из приложения 4 и верит в него.
Господа дилетанты
Как писал в свое время гениальный дедушка Крылов: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». 96-й указ совершенно очевидно был составлен не профессиональными юристами, а людьми (возможно, добрыми и хорошими, но это не точно) без соответствующего образования. Возьмись за дело юристы, они бы обеспечили точность формулировок – либо в самом указе, либо в приложении к нему – и исключили бы возможность разночтения. Составители же указа сплошь и рядом пытаются складывать землекопов с лопатами – и получают в ответе «полтора землекопа». Так, абсолютно непонятно, как, не прибегая к членовредительству, отправить 30% сотрудников на удаленную работу, если в штате, скажем, четыре человека. Оштрафуют, если отправить только одного, округлив до 25%, или помилуют? По формулировке указа непонятно, нужно ли сотрудников от 65 лет и старше считать отдельно, или они, так и быть, могут входить в те самые 30%.
Но есть подозрение, что все неясности в случае чего будут толковаться не в пользу работодателя.
В указе мэра – видимо, в качестве еще одного реверанса – есть телефонный номер горячей линии для бизнеса. И да, на него можно позвонить, мы проверяли, и если это делать не в нормальное рабочее время, а, скажем, в восемь утра, можно действительно дождаться ответа. Но ответа на звонок, а не на вопросы. Операторы честно хотят помочь, но не располагают нужной информацией и даже не владеют терминологией, постоянно путаются в понятиях и просят вас повисеть на линии, пока они «сходят и посоветуются». Максимум, на что они способны, – медленно, по ломтикам, поедать ваше время.
Через несколько дней мэрия попыталась всё же дать разъяснения. Вопреки формулировке из 96-го указа, каждая цифра все-таки является обязательной. Это шизофрения на уровне государственного управления.
Под колпаком
Большой Брат смотрит на нас.
Да, на Большого Брата работают некомпетентные люди, составившие безграмотный указ, не удосужившиеся нормально проинструктировать работников горячей линии для бизнеса. Да, эти племянники и любовницы приравняли в куцем уме своем людей пожилых к людям недееспособным, заблокировав их социальные карты – и по сути лишив их права добираться до заблаговременно укрупненных поликлиник бесплатно.
Но одно эти люди делают хорошо – помещают нас под стеклянный колпак. В любой момент любому из нас могут заблокировать транспортную или социальную карту. Потому что по их мнению мы не в состоянии сами решать, можно ли нам куда-то ехать, или лучше остаться дома.
Они решают за нас. Ради нашего же блага.