Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Вокруг нижегородского поместья Михалкова вспыхнул еще не лес, но уже скандал

Незадолго до смерти журналистка Ирина Славина указывала, что Никите Михалкову в Нижегородской области дозволяется больше, чем простым – и, увы, слишком смертным. Претензии Ирины дополнили экологические активисты.

Президент России Владимир Путин совсем недавно рассказал о страшных проблемах в лесной сфере: «За последнее десятилетие XX века доля России в мировой торговле лесной продукцией сократилась на порядок – с 18 до двух процентов… Главенствующий принцип здесь, к сожалению, – любой ценой взять объемы, а после хоть трава не расти. И не растет – ни трава, ни лес не растет... Продолжается практика экспорта простого сырья, товаров низкого передела. Все это идет через разного рода опять же серые или откровенно криминальные схемы вывоза продукции».

Президент поручил правительству разобраться в ситуации, внедрить систему маркировки леса, запретить экспорт необработанной древесины, найти и наказать участников криминальных схем.

Но, может быть, перед тем как сажать безработных трудяг Южной Сибири, президенту стоит поискать лихих лесопромышленников в более близких кругах? Точнее – в бывших близких кругах.

Telegram-канал «Выводы на чистоту» заинтересовался лесным бизнесом крупного нижегородского владельца Н. С. Михалкова, в остальной России известного как актер, режиссер и общественный деятель. Готовящийся отпраздновать свое скорое 75-летие, Никита Сергеевич по-прежнему полон энергии, и энергия эта подпитывается в том числе из Павловского района Нижегородской области. Эти места полюбились главному кинобарину России еще во время съемок «Сибирского цирюльника», землю в многолетнюю аренду он получил в конце нулевых, а строиться начал в 2010 году. Источник канала говорит об угодьях в 27 тысячах га – это примерно четверть Москвы в пределах МКАД. Собственно площадь поместья оценивается в 7 гектаров – «с лесным озером, княжеским теремом, баней, надворными постройками и дворовыми девками», иронизирует анонимный автор.

Аренда всех участков обходилась, говорят, в 4 млн рублей в год – менее 1% доходов латифундиста в 2017 году (потом его декларации исчезли из открытого доступа). Но и эти деньги не пропадают зря – эко-активисты Нижегородской области утверждают, что на контролируемой режиссером территории активно вырубают леса – на продажу.

Речь идет об ООО «Тёмино-Лесное» и ООО «Тёмино-Павловское»: по ссылкам нетрудно увидеть, что оба полностью контролируются Никитой Михалковым. Разрешенные виды деятельности по ОКВЭД не оставляют сомнений: перед нами компании, плотно работающие с древесиной. «Тёмино-Лесное», кстати, в августе текущего года добилась через суд снижения арендных платежей в 10 раз. 366 тысяч рублей в год за четверть «старой Москвы». Кому живется весело, вольготно на Руси?

«Выводы на чистоту» указывают также, что летом 2019 года «Тёмино-Лесное» через суд увеличило разрешенный объем санитарных рубок более чем на 1000 кубометров, а год спустя повторило свой успех. Однако найти эти судебные решения нам не удалось.

Но главное обвинение, которое активисты бросают в лицо юбиляру, состоит в том, что Михалков не соблюдает условия сплошных рубок и не занимается лесовосстановлением. После нас – хоть пустыня: государство, отдавшее в аренду леса, в 2048 году (Никите Сергеевичу будет тогда уже более ста лет) получит обратно живописные луга.

Получив обращение экологов, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области поступил весьма тактично. Чиновники сообщили, что фактов сплошной рубки лесов не выявлено, а лесовосстановление ведется так активно, что сажают даже больше деревьев, чем вырубают. И все бы хорошо, Михалкову не привыкать к злобным наветам, но что делать с видеороликом, содержащим почти семь минут весьма серьезного расследования? Проплешины в лесах выглядят весьма тревожно – может ли быть, что их сняли где-то в другом регионе?

Думается, необходима детальная прокурорская проверка деятельности двух указанных ООО. Особенно после самоубийства Ириной Славиной, которая указывала в своих публикациях, что Михалков в области – превыше закона.

Полная версия