Новый друг хуже старых двух: с кем вынужден дружить Никита Михалков
Все дальше и дальше от кремлевской кормушки отодвигают прилежного ее воспевателя Никиту Михалкова. Приходит племя молодое, до боли знакомое, и отбирает у мэтра его законный гран-кусок. Отсюда и нервозность, и странные высказывания, и поиск врагов в каждой цифре программного кода
Защищать нельзя снести
Специализирующееся на расследованиях издание The Moscow Post вспоминает о судьбе знаменитого киноцентра «Соловей», закрытого в конце 2019 года. Никита Михалков клялся, что не допустит его сноса (а соответствующая петиция на Change.org собрала более ста тысяч подписей), но ведь сам же ранее настоял на передаче контроля над участком своему хорошему знакомому Вадиму Меркину, чрезвычайно закрытому персонажу, бывшему совладельцу (вместе со своим отцом Эдуардом) покойного ныне банка «Хованский» из чудесного Пушкинского округа Московской области, руководители которого один за другим отправляются за решетку прямо из рабочих кабинетов.
BFM устами аналитика Максима Осадчего прямо обвиняет «Хованский» в «околокриминальной деятельности, связанной с игорным бизнесом, ломбардами, прокручиванием средств госструктур».
Напомним, что еще в 2005 году Союз кинематографистов под руководством Никиты Михалкова отказался от комплекса на Красной Пресне, позже получившего название «Соловей», предпочтя ему звонкую монету. Сам по себе комплекс не то чтобы исторический – его возвели лишь в конце 1980-х годов, и архитектурные достоинства этого раннебрежневского (проект датирован 1970 годом) шедевра были сомнительными. Но удобно расположенный 24-зальный (!) киноцентр полюбился москвичам – даже в своем последнем, 2019 году он стал самым посещаемым кинотеатром России.
Финансовая Хованщина
Теперь здесь будет элитное жилье от семейства Меркиных. 84 тысячи метров, тысяч по 300-400 рублей за метр – 30 миллиардов рублей выручки на дороге не валяются. Для сравнения, цена кинотеатра (фактически уже участка за вычетом расходов на снос) оценивается в 6 миллиардов. Понятно, что есть еще некоторые расходы на стройку, но бетон с арматурой у нас пока что дешевы, а маленьких азиатских рабочих и вовсе никто не считает.
Вадиму Меркину создали репутацию человека-невидимки: дескать, он существует, ведет активную деятельность, но в СМИ существует ровно одна его фотография, и ту «Ведомости» отыскали с некоторым трудом. Это довольно странно, учитывая, что на сервисе Youtube несложно найти, например, чтение Меркиным фрагментов проспонсированной им книги «Маленькие герои большой войны» и другие видеоматериалы. Интересно, однако, что медийное пространство вокруг бизнесмена действительно зачищено: кто-то старается, чтобы он фигурировал исключительно в беспроигрышном сочетании «дети и война».
Между тем, хотя в это сложно поверить, он занимался не только благотворительностью: ростовщическая деятельность, земельные спекуляции, использование лужковских векселей – везде мелькают суммы в сотни миллионов, где рублей, но чаще долларов. Новая московская мэрия пыталась в 2012 году обанкротить банк Меркиных, но не преуспела. В качестве VIP-клиента «Хованского» называют, к примеру, бывшего первого заместителя подмосковного прокурора Александра Игнатенко, который позднее потерял должность, уехал в Польшу, был выдан России, где стал фигурантом «игорного дела», но оказался на свободе из-за недостаточности улик. Это косвенно подтверждает связи Меркиных с игорным бизнесом.
Следы деятельности «Хованского» в итоге были заметены путем присоединения его к «Джей энд Ти банку» чешско-словацко-китайского происхождения.
Свердловское золото
Но вернемся к нашему кино и его мэтру. Помимо Меркиных, он ведет дела с Андреем Симановским, который стал инвестором переоборудования бывшего Дома политкаторжан на Поварской, куда проникла михалковская Академия кинематографического и театрального искусства. Вернее было бы, правда, назвать ее Академией поварского искусства, поскольку с приходом видного сибарита Михалкова в здании начали сменять друг друга шикарные рестораны. Занятно, что в ходе затеянного грандиозного ремонта первым делом были выселены не питейные заведения, а Театр киноактера вместе с собственно киноактерами. Обиженные артисты тогда посягнули на святое: обратились в Генпрокуратуру с требованием возбудить уголовное дело против руководства по статье «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Но в 2017 году Никита Сергеевич был еще в силе, и делу хода не дали. Благодаря инвестициям Симановского ремонт прошел успешно, количество арендаторов в здании выросло, число спектаклей – наоборот.
Вложившийся во весь этот пир духа Андрей Симановский известен как «самый экстравагантный бизнесмен Свердловской области». Известен спорными методами работы с китайскими производителями, добровольно-принудительным приводом сотрудников на поедание кулича и чудовищными золотыми интерьерами в родной 106-й школе: даже закадычный друг и покровитель Симановского (хотя кто чей покровитель, еще вопрос), губернатор Евгений Куйвашев заметил, что «есть проблемы со вкусом». «Эрмитажеподобная цыганщина, сима-ленд, гимны по утрам, треш и угар» – улыбаются при разговоре о Симановском екатеринбуржцы.
* * *
Благодаря сотрудничеству с подобными персонажами, арендным операциям и высоким связям декларация о доходах Никиты Михалкова в 2017 году заняла 56 листов, на которых вышло более чем по 2 миллиона рублей в каждый рабочий день, а декларацию 2018 года Департамент культуры Москвы деликатно скрыл от досужих читателей.
Но несмотря на такие деньги, очевидно, что партнеры Никиты Сергеевича становятся все более маргинальными, а сам он постепенно теряет влияние и силу. Ну как тут не заподозрить враждебное влияние? Ведь за последние 75 лет ни один человек, всерьез рассуждавший про масонский заговор, не достиг после этого никаких успехов.