Москва
3 января ‘25
Пятница

Па-де-корона: что эпидемия сделает с российским балетом

Какие сферы человеческой деятельности больше всего страдают из-за охватившей мир пандемии? Первое, что приходит на ум – сфера услуг: общепит, туризм, индустрия красоты. Однако не в последнюю очередь под удар попадает сфера искусства. Так, развитие русского балета, одной из визитных карточек нашей страны, сейчас под угрозой.

Эпидемия в Большом

Еще в апреле 2020 года после того, как в Большом театре прошел концерт «Мы вместе» в поддержку врачей, заболели 34 человека, участвовавших в подготовке мероприятия. И это при том, что концерт проходил без зрителей, в пустом зале; при том, что за два дня до концерта всех к нему причастных тестировали на коронавирус, – то есть, казалось бы, были применены все меры для того, чтобы не было вспышки заболевания.

Грешили на приглашенную итальянскую меццо-сопрано Чечилию Моллинари – мол, это она, заболев еще в марте, всех потом заразила во время репетиций. Так или иначе, но в результате была закрыта МГАХ – Московская государственная академия хореографии, многие студенты которой участвовали в постановках Большого. Это произошло за две недели до объявления коронавирусного карантина по всей стране.

Обучать балетному искусству в режиме онлайн – дело неблагодарное. Ректор Академии Марина Леонова отмечала в интервью «Коммерсанту», что педагоги продолжают работать, и вместе с тем – что дистанционно осваивать программу в полном объеме попросту невозможно: у детей дома нет соответствующих условий, чтобы выполнять вращения и прыжки. Говорила она и о том, что никто из детей пока не заболел.

Возможно, на тот момент так оно и было.

Карантин закончился, эпидемия осталась

Сейчас занятия в МГАХ проводятся так же, как и до карантина, в обычном режиме. Юные танцоры занимаются в классах и активно участвуют в спектаклях Большого театра. Марина Леонова, очевидно, чтобы не распространять панику среди родителей и учеников – изо всех сил старается сделать так, чтобы информация о заболевших артистах Большого не получала широкой огласки. И до определенных пределов это ей удается. Однако надеяться скрыть от публики то, что коронавирусная инфекция была обнаружена у солиста Большого театра Ильдара Абдразакова, а чуть позже и у Анны Нетребко, было бы по меньшей мере странно: отмену долгожданного «Дона Карлоса» люди заметили. К тому же, за судьбой артистов такого масштаба следит вся страна.

А вот то, что балерину Кристину Кретову из-за болезни сняли с середины спектакля, ректору МГАХ удалось, что называется, замолчать. Как и тот факт, что незадолго до этого то же самое произошло с одной из артисток кордебалета. Действительно, к чему сеять страх? Ну заболели и заболели, с кем не бывает. Ну, участвовали в тех же самых спектаклях дети, которые теоретически могли заразиться. В конце концов, все под богом ходим.

Страх и трепет

Между тем оптимистичное отношение Марины Леоновой к ситуации с коронавирусной инфекцией разделяют не все. Так, в сентябре не вышла на работу Ирина Сырова, профессор и старейший преподаватель МГАХ, заслуженный деятель искусств России, с 1979 года занимающаяся с юными артистами классическим танцем. И понять ее можно: люди в возрасте неспроста опасаются коронавируса, ведь именно они находятся в группе риска.

В Питере ситуация ничем не лучше: в Академии русского балета имени Вагановой коронавирусная инфекция диагностирована уже у пяти преподавателей. Поговаривают – и, скорее всего, не без оснований – что легендарную Вагановку могут закрыть, причем, возможно, на целый год. С одной стороны, звучит ужасно – балетные навыки приобретаются огромным трудом, а утрачиваются мгновенно; что же будет с детьми, которые на год останутся без занятий? С другой стороны, даже представлять не хочется, в какой яме окажется русский балет, если педагоги старой школы уйдут не на год, а насовсем – не из-за введения карантина, а из-за собственно коронавируса.

Что до МГАХ, то и там было перестраховались, уже в текущем учебном году отправив первый курс на двухнедельный карантин. Началось с того, что у матери одной из студенток обнаружили коронавирусную инфекцию. Девочка какое-то время после этого продолжала посещать занятия, но затем заболела сама – и первокурсники (но не остальные студенты!) отправились по домам. Однако уже через десять дней карантин был прерван, а занятия возобновились.

На сегодняшний день ситуация в МГАХ выглядит так: юные танцоры посещают занятия и участвуют в постановках Большого театра, а администрация Академии… срочно ищет повара и мойщика посуды. Потому что и повар, и мойщик посуды – на больничном из-за коронавируса. Карантин при этом никто вводить и не думает. О том, получает ли Роспотребнадзор необходимую информацию о текущей ситуации в МГАХ, остается только гадать.

Полная версия