Пока правительство выбивается из сил, пытаясь помочь малому бизнесу, рядовые чиновники, налоговики, приставы испытывают к нему сильнейшую неприязнь. И порой – не без оснований.
Необычное расследование опубликовало журналистское агентство FreeLance Bureau (FLB). Оно могло бы показаться предвыборным вбросом, так как речь идёт о супруге одного из кандидатов в губернаторы на ближайших выборах, но все мы понимаем, что вопросы избрания решаются сейчас никак не на веб-страницах СМИ, а в гораздо более уютных местах. Зато описание ситуации даёт десяток очков к пониманию как особенностей ведения бизнеса по-русски, так и неприязни налоговых служб к милому и беззащитному малому бизнесу.
Переписывать чужой материал не имело бы смысла, но мы нашли занятное уточнение, расставляющее всё по местам.
Детишкам на молочишко
Бизнес очаровательной молодой мамы Галины Дегтярёвой был дважды малым – магазин одежды для будущих мам «Пузико». Едва ли Галина Викторовна обладала какими-то особыми деловыми талантами, так что в доме 63 по улице Фрунзе в Самаре, судя по всему, функционировала обычная перепродажа китайской и турецкой продукции для тех, кто не умеет пользоваться онлайн-магазинами (все-таки на дворе был лишь февраль 2012 года) или боится, что купленное в интернете не подойдет по размеру.
Не очень понятно, сама ли Галина присматривала за бизнесом – семья Дегтярёвых переехала в Москву в декабре 2011 года. Из активности хозяйки «Пузика» в сетях можно сделать рискованный вывод, что супруги в то время проживали раздельно. Только в марте 2014 года, через два года существования ООО «Пузико», Галина Викторовна сообщила соцсетям и миру, что «уехала жить в другой регион» (хотя далеко ли от Москвы до Самары, чай не Хабаровск) и продаёт бизнес «в хорошие руки». В объявлении не уточняется, что в хорошие руки попадут также долги на полтора миллиона рублей, но при более детальном знакомстве с «товаром» это не могло не всплыть, потому и руки оказались не слишком хорошими.
Сделка состоялась в августе 2014 года, и как минимум две задолженности к этому моменту оставались – от 22 мая и 17 июля. Позже исполнительные листы на 771 тысячу и 537 тысяч рублей были «возвращены взыскателям, так как отсутствует имущество, подлежащее взысканию». Проще говоря, свои финансовые обязательства Дегтярёва не выполнила, а кто-то остался без денег, на которые рассчитывал, пишет FreeLance Bureau.
Могла ли так нехорошо поступить супруга перспективного политика Михаила Дегтярёва, который как раз в 2014 году баллотировался в мэры Москвы? Скорее всего, покупатели бизнеса клятвенно пообещали ей отдать все долги, но тогда встает вопрос, кто кому платил – едва ли там что-то могло стоить миллионы рублей. Дегтярёва, по ее словам, отдавала «сильную маркетинговую поддержку, торговое оборудование, клиентскую базу, раскрученные интернет-сайт, страничку в социальной сети» и, главное, «стратегию развития». Недвижимости в этом списке нет.
Новым владельцем стал некто Андрей Реховский, учредитель и/или директор сотен компаний. Иногда в таких случаях используется паспорт-потеряшка человека-потеряшки, но скорее всего, перед нами профессиональный банкротчик – из тех, которые «Закроем фирму с долгами». Судя по всему, именно по такому объявлению и обратилась Дегтярёва. Но её бывшее ООО прожило еще несколько довольно интересных лет.
В октябре 2014 года «Пузико» изрядно пополнело: Реховский присоединил к нему еще 16 фирм. Через месяц – еще 15. Таким образом, согласно сайту List-org (ссылка выше), в одном только списке правопредшественников «Пузика» – 31 пункт. Большинство присоединенных предприятий – с долгами. Общая сумма – уже не жалкие полтора, а все 200 миллионов рублей! Почему «паровозом» выбрали именно «Пузико», знают только организаторы схемы – не исключено, что за самый трогательный и невинный бизнес. Ни одна из влившихся в гостеприимное «Пузико» фирм не занималась продажей одежды для беременных.
От Реховского – к Мазину
Мавр сделал свое дело – мавр может уходить. В 2015 году Реховский сначала отдал треть фирмы некоему ООО «УК Центр», а потом, по данным FLB и ряда СМИ, в долю вошел еще Андрей Мазин – гражданин, которого чуть позже, в декабре 2017 года, самарский суд дисквалифицировал на три года по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства). Мазин и стал директором обновленного «Пузика».
Но при этом ИНН Мазина удивительным образом совпадает с ИНН Реховского, чего по идее просто не должно быть. Журналисты FLB просто недоумевают, а мы предположили, что наш герой попросту поменял отчество и фамилию. Сперва это подтвердила запись в истории одной из сотен закрытых им (ими) фирм: «Наименование учредителя Реховский Андрей Владимирович изменено на Мазин Андрей Юрьевич». Вход в число учредителей и выход из них оформляются с другими формулировками. А позднее удалось найти и прямое упоминание об изменении данных ФИО.
Понятно, что взрослый мужик 1976 года рождения просто так заниматься подобными глупостями не будет. Уж не связана ли смена фамилии с осуждением в 2016 году самарского предпринимателя Алексея Владимировича Реховского, на полтора года моложе, на десять с половиной лет строгого режима за сбыт наркотиков? К слову, с того же 2016 года за использование номинального директора и учредителей грозит уголовная ответственность.
Забавно, что есть фирмы, где Мазин и Андрей Реховский оба числятся среди учредителей – к слову, вместе с Татьяной Коробовой, совладелицей упомянутого «УК Центр» и тоже серийной предпринимательницей.
Добро пожаловать на Восток!
Итак, «Пузико» аккумулировало долги на 210 миллионов рублей. Истребовать их решительно не с кого: пройдены слушания о банкротстве, юридическое лицо с 2 июля исключено из ЕГРЮЛ за недостоверные сведения, а доверчивые контрагенты остались без денег.
Крупнейший из этих контрагентов – АО «Дальневосточная инвестиционная группа», принадлежащее правительству Приморского края. Это прямо рядом с Хабаровским, чуть правее по карте. Основательницу «Пузика» наверняка ждет теплый, дружеский прием в соседнем регионе. А всего-то решила полтора миллиона сэкономить…