Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Никель наш: что делать с норильским металлургическим монстром?

По империи Владимира Потанина нанесен пиар-удар ниже пояса: речь зашла о правах малых народов.

Потрясающее письмо опубликовано на сайте объединения «Абориген Форум» – согласно самоописанию, там собраны «эксперты, активисты и лидеры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Эксперты, активисты и лидеры пишут:

Уважаемый господин Илон Маск. К Вам обращаются представители коренных народов России… Мы убедительно просим Вас НЕ ПОКУПАТЬ никель, медь и другие продукты компании «Норникель» до тех пор, пока:

И далее четыре пункта требований к компании Потанина и Дерипаски:

  1. Произвести независимую оценку накопленного экологического ущерба от деятельности компании, включая оценку влияния на коренных народы – а это, добавим, не два миллиарда долларов, которые требует с «Норникеля» бессильный Росприроднадзор, а на порядок бо́льшие суммы.
  2. Компенсировать выжившему после создания «Норильского никеля» коренному населению понесенный ущерб.
  3. Профинансировать рекультивацию загрязненных территорий на Таймыре и в Мурманской области.
  4. Заставить Потанина преклонить колено перед коренными народами. Шутка. На самом деле просто включить в политику компании положения Декларации о правах коренных народов, в первую очередь о необходимости их предварительного согласия на любые промышленные проекты.

При чем тут глава Space X и «Теслы»? Дело в том, что Маск недавно призвал добывать и выплавлять больше никеля – он необходим для производства аккумуляторов, а те, в свою очередь, для экологически чистых электромобилей.

То есть природа и население Красноярского края и Мурманской области уничтожаются для того, чтобы в богатых странах лучше дышалось. И не спрашивайте, куда будут утилизировать отработанные аккумуляторы – они последуют за ядерными отходами, которые Запад давно поставляет в нашу страну. Тот же «Норникель» уже готовит мощности для вторичной переработки этих токсичных материалов. Главный партнёр – BASF. Великой Германии исторически было наплевать на здоровье диких восточных соседей.

Между тем «Норильский никель» устраивает аварию за аварией. 7 августа прорвало гибкий трубопровод, проложенный компанией «Политех» – подрядчиком «Норникеля», который, по иронии судьбы, занимался ликвидацией последствий другой аварии. Нефтепродукты попали в почву и в реку Амбарную. Это уже какой-то тришкин кафтан – а ведь «Норникель» гордился тем, что тратит огромные деньги на защиту экологии, а заодно под этим предлогом добился сокращения для себя краевого налога на прибыль. Куда уходят якобы потраченные на очистные сооружения средства, не знают и норильчане, вдыхающие отравленный воздух.

На словах Западу это интересно. Два с половиной года назад советник российских проектов Объединения Bellona Оскар Ньо потребовал назвать экологически безответственных производителей компонентов для аккумуляторов и практически показал пальцем на «Норильский никель». Тот действительно испытывает репутационные проблемы – Потанину удалось договориться о поставке никеля все для той же BASF, но он испытывает огромные проблемы в переговорах с Tesla и Volvo.

Это – официальная версия. В реальности же аккумуляторов нужно все больше и больше, поэтому существует риск того, что лидеры рынка без лишнего шума, через систему посредников, будут закупать «грязный» никель Потанина–Дерипаски. На это намекает и отчаянный призыв Маска: «Больше никеля, еще больше», немало взволновавший жителей северных окраин нашей страны.

Понятно, что протест малых народов появился не сам по себе – кто-то, очень не любящий Владимира Потанина и/или Олега Дерипаску, умело его инициировал. Но без политтехнологий в наше время никакое большое дело не сделать, да и только ли в наше? Лидер ЛДПР Владимир Жириновский напоминает, как еще в 2001 году только его фракция голосовала за пересмотр крайне спорной приватизации «Норильского никеля». КПРФ, которая вроде бы приватизировала критику приватизации, в критический момент трусливо отмолчалась, остальные фракции были против.

Не пришла ли пора поставить этот вопрос снова? «Норильский никель» нельзя просто закрыть или отрезать от рынков сбыта, он нужен стране, нам нужны эти рабочие места, эти налоги, эта продукция. Но именно по этой причине государство вправе принудительно пересмотреть всю экологическую политику компании, выполнить все требования истинных владельцев этих мест, после чего с чистой душой продавать чистый никель мировым автогигантам – игра определенно стоит свеч.

Полная версия