Москва
22 ноября ‘24
Пятница

А нужен ли России такой «Аэрофлот»?

Что-то не то происходит с главной российской авиакомпанией и ее семейством. Причем репутация группы «Аэрофлот» в глазах пассажиров даже лучше, чем в глазах работников «Аэрофлота».

Согласно утекшим в Сеть данным, «Аэрофлот» запретил членам экипажа возить багаж на рейсах в/из Китай: теперь только ручная кладь. Негласно это обосновано тем, что проводницы и даже, о ужас, пилоты приноровились покупать в Китае и Гонконге дешевые смартфоны и продавать здесь по цене чуть ниже розничной, тем самым подрывая монополию на перекупочную деятельность у «Эльдорадо / М.Видео», DNS, «Связных» и прочих посреднических организаций. В принципе, частная коммерческая деятельность не должна касаться руководства компании, но вообще говоря, перед нами действительно контрабанда, которую, безусловно, необходимо пресекать. Но способ донельзя странный, все равно что превентивно отрубать людям руки, дабы на чужое не зарились.

Летный состав, равно как и экипажи морских судов, всегда возил, возит и будет возить «контрабас» – это закон природы, рок, фатум, с которым ничего поделать нельзя. И новое распоряжение ничего с этим не сделает. Лишь усугубит ненависть сотрудников к руководству компании, хотя, кажется, дальше уже некуда.

Борьба с сотрудниками

Вот интересно. По логике, глупостями и неадекватностью должен отличаться частный бизнес, ибо там сколько владельцев, столько и характеров, многие наследуют дело у родителей и открывают фирму на шальные деньги, мало понимания в бизнес-процессах, не говоря уже о трудовой этике. Тогда как в госструктурах и крупных госкомпаниях есть четкие правила, писанные пусть не кровью, но потом и опытом, есть многолетняя отладка систем взаимодействия. Но потом на руководящую должность приходит какой-нибудь Джамшут или Виталий – и градус неадеквата резко повышается. Ибо хотя в его анамнезе есть банк «Россия» и «Газпром», отношение к людям остается первобытным – как к рабам, к легко заменяемой скотине.

После прихода Виталия Савельева на должность генерального директора «Аэрофлот» ведет последовательную борьбу с собственным персоналом. Запрет микроволновок, перекуров, чайников, закрытие столовой, усечение программы бесплатных билетов, запрет устройств фото-видеосъемки на местах, бонусы за доносы на коллег – все это само по себе вроде бы и объяснимо, но вместе сливается в весьма неприглядную картину, особенно на фоне стенаний руководства о переманивании персонала за рубеж.

Минувшей зимой, в декабре-январе, стало известно, что в целях снижения расходов «Аэрофлот» отказался от услуг клининговых компаний в ряде аэропортов и переложил соответствующие обязанности – уборку салонов и туалетов – на бортпроводников. Разумеется, это распространялось лишь на персонал низшего уровня, запертый на внутренних рейсах. Никто, опять же, не спорит, что аэропортовый клининг – та еще помойка: монополисты, аффилированные с местным руководством, выставляют, как говорится, конские ценники, при этом и убираются примерно как кони.

То есть, повторимся, каждый шаг объясним. Но работать в «Аэрофлоте» становится неприятно, и это сказывается на уровне клиентского сервиса.

Борьба с пассажирами

Впрочем, клиентов здесь тоже не жалуют – за негативные отзывы о компании можно потерять накопленные бонусные баллы, и прецеденты уже есть. Обладатели золотых карт во многих аэропортах присутствия потеряли доступ в бизнес-залы, теперь «режут» и платиновых пассажиров.

Да, богатые тоже плачут, но сочувствия у простых смертных это не вызывает. Но с простыми смертными обходятся еще жестче, особенно в авиакомпании «Победа», фокусы которой с измерениями багажа и штрафами за каждую ошибку пассажира давно стали притчей во языцех. Именно благодаря такому подходу чистая прибыль Группы «Аэрофлот» по МФСО за 2019 год составила рекордные 13,5 млрд руб., причем «Победа» заработала больше, чем сам «Аэрофлот». Деньги эти пойдут на благое дело: вознаграждение топ-менеджменту составило 2,138 млрд руб., то есть почти 16% прибыли поделили между собой девять членов правления, несмотря на то, что ранее Савельев обещал лишить всех бонусов за катастрофу SSJ100 в Шереметьеве. Передумал, бывает. А акционерам, включая Российскую Федерацию, не достанется ничего: Совет директоров порекомендовал не платить дивиденды, хотя и год назад они были издевательски маленькими (1/5 от уровня 2018 года). Обоснование – трудности 2020 года. Но, дорогие, за 2020 год и не платите дивиденды, а 2019-й-то при чем?

Борьба с Россией

Вы понимаете, что творится? Топ-менеджмент «Аэрофлота» делит прибыль между собой и попросту выкидывает за борт своих владельцев, включая российское правительство (кстати, компания до последнего летала в Китай, импортируя коронавирус, а потом игнорировала запреты на полеты в Европу). Эти наемные работники ощущают себя абсолютными хозяевами предприятия, а холопам только и остается, что жаловаться барину на бесчинства управляющего. Барин и сам понимает, что происходят странные дела (деревня есть, а дохода нет), но лично разбираться не настроен, есть дела важнее, да и «деревень» таких у него – полна Россия.

Между тем в 2019 году уже дважды появлялись предупреждения о возможной забастовке персонала. Сперва Life написал о том, что проводники начинают массово брать больничные, чтобы «руководство вступило в диалог». «Аэрофлот» в ответ заявил, что роста числа взятых больничных не наблюдается (проверить это по открытой отчетности не представляется возможным, но рейсы тогда действительно не отменялись). Потом появились сообщения о забастовке как раз из-за принуждения к уборке.

Никакого диалога с руководством не будет. Виталий Савельев прекрасно знает, что его самолеты летают над нищей страной, что зарплата в группе намного выше, чем средняя по России, и унижать людей можно практически до предела: мало кого соблазняет выход на биржу труда и зарплата в 30 тысяч.

Полная версия