Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Окружение Путина верит в Россию. Или притворяется?

Владимир Путин в очередной раз заявил, что полностью уверен в патриотичности своей команды. Но не принимает ли президент желаемое за действительное?

В рамках праздничных мероприятий, посвящённых 75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, президент России Владимир Путин вручил государственные премии и пообщался с лауреатами за бокалом шампанского. В числе прочего неожиданно прозвучал вопрос о том, насколько искренние люди управляют страной. Президент отреагировал категорично:

«Кто сказал: «Надеюсь, в вашем окружении нет людей, которые не верят в Россию»? Кто так сказал? В моем окружении не может быть таких, которые не верят в Россию. Просто исключено».

Так ли это на самом деле?

Конечно, что такое «окружение Путина» – вопрос спорный. Если считать, что президент имел в виду трёх-четырёх самых приближённых людей, может, дело и впрямь обстоит так хорошо, как он полагает. Но для общественного мнения окружение Путина – это правительство, верхушка Администрации президента, руководители крупнейших государственных компаний и корпораций, губернаторы важнейших регионов, несколько крупнейших бизнесменов. Люди, которые реально управляют Россией. Которые получают поручения президента и интерпретируют их на свой лад.

Многие ли из них реально верят в её будущее? Позволим себе усомниться. Часть этих людей – не публичные, и о них со стороны судить трудно, но многих мы знаем как по словам, так и по делам. Двойное гражданство, вывод средств за рубеж, дело Абызова, дело Улюкаева, бегство ранее приближённого к президенту банкира Пугачёва – всё это мало похоже на демонстрацию любви к родине. Да что там – особо приближённый к трону пресс-секретарь президента Дмитрий Песков воспитал свою дочь так, что она позволяет себе публичные высказывания типа «именно среди русских часто замечаешь хамство и полное отсутствие воспитания», «нелепо и жалко выглядели русские, пытающиеся на пальцах объяснить, что им нужно в ресторанах, магазинах и гостиницах». Странная девушка сравнивает себя с Петром I, который называл русских животными, но отец, похоже, воспринимает её эскапады как норму.

«Верящие в Россию люди», похоже, охотнее видят в ней гастарбайтеров, чем соотечественников: сколько лет пылился закон об упрощённом получении гражданства носителями русского языка? О необходимости этого говорили с нулевых, а приняли только в 2020-м – сколько людей за это время ходили по кругам бюрократического ада?

Ни в какую Россию не верят любимцы президента с питерских времён Греф (Сбербанк) и Кудрин (Счётная палата), ни о какой родине не думают Чубайс («Роснано») и Силуанов (Минфин), не заботятся об интересах народа оптимизаторы медицины Голикова (вице-премьер) и Скворцова (ФМБА), не от большой любви к стране замораживали накопительную пенсию Голодец (экс-вице-премьер) и Медведев (экс-премьер). Когда Силуанов, разместив русские деньги за рубежом под символический процент, одновременно от лица государства делает займы по уже серьёзной, высокой ставке – это никак не вера в Россию, это вывод средств из неё. Влиятельнейший до недавнего времени Владимир Якунин считался ультрапатриотом, государственником и благодетелем, но почему-то после отставки из РЖД его куда проще встретить в Германии, чем в России.

По делам их узнаете их, но и слов эти люди говорят немало. Вспомним Анатолия Борисовича: «Представление Достоевского о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски», Германа Оскаровича: «Мы оказались в стане стран, которые проигрывают, в стане стран-дауншифтеров», Алексея Леонидовича: «Потратить деньги от нефти и создать себе хорошую промышленность – абсолютно невозможное развитие событий». В то же время представитель иного лагеря Сергей Глазьев – как к нему ни относиться, за страну он действительно переживает – убран из окружения президента на символическую, в общем, должность в Евразийской экономической комиссии.

Путину, безусловно, виднее, но со стороны мы не видим согласованной работы на благо России – мы видим, как «башни» заказывают друг друга Навальному и анонимным телеграм-каналам, как борьба за влияние отнимает силы и время у людей, которым платят вроде бы за совершенно другое. Они верят в Россию как источник своего благосостояния, но не как в страну, где будут жить их дети и внуки.

Президент ещё в прошлом десятилетии внятно сообщил нации, что верит в своих людей и терпеть не может кого-то увольнять. Но жизнь так устроена, что иногда приходится делать неприятные вещи. Пора снять розовые очки – если бы окружение Путина действительно было монолитным, верило в Россию и любило её, результаты работы этих людей были бы другими.

Полная версия