Названы основные последствия очередного обращения президента к нации
Реакция общества и СМИ на обращение президента к россиянам 23 июня получилось несколько скомканной. Разбираемся, что было хорошо, а что не очень.
В иной ситуации новые инициативы Владимира Путина обсуждали бы еще долго, но сейчас их заслонила военная тема: парад и его обильная информационная поддержка. Запомнились, понятно, вторая раздача детских денег и анонс прогрессивной налоговой шкалы. Также существенно расширена программа льготной ипотеки и продлены «коронавирусные» выплаты врачам.
Многое было хорошо. Кое-что – наоборот.
Депутаты все проглотят
Плоха, конечно, сама по себе имитация системы народного представительства. По идее, предложения президента должны внимательно рассматриваться в правительстве и Госдуме, где-то корректироваться, а порой и отклоняться, но мы знаем, что этого не происходит: всё, что предлагает вождь, автоматически проходит через обе палаты Госдумы. Возникает вопрос: зачем мы вообще тратимся на парламент? Какие важные функции он выполняет, если все главные законы инициируют президент и правительство, а Дума последних созывов не отклонила ни одного (!) поступившего сверху предложения? И присутствующие в поправках к Конституции попытки расширения полномочий парламента выглядят декоративными и неуклюжими.
Может быть, нам вообще убрать с Охотного ряда дорогостоящую выборную игрушку? Сергей Собянин наверняка найдет хорошее применение освободившейся жилплощади – например, продаст ее по символической цене родственникам кого-нибудь из своих вице-мэров или, скажем, предпринимателю Павлу Тё.
Прогрессивная шкала – небрежно слепленный миф
Но перейдем к сути предложений президента. Сильнее всего огорчила, конечно, налоговая реформа. Во-первых, на всех уровнях власти четко говорилось, что налоги не будут изменяться до 2024 года, а мы за первые полгода получили два повышения «для богатых» и несколько реформ для бизнеса. Не революции, нет, но все же обещание не сдержано – к счастью, в него никто и не верил по опыту прошлого «моратория на рост налогов», (не) действовавшего в 2014-18 гг.
Сам по себе переход к прогрессивной системе можно только приветствовать. К сожалению, она ничего не изменит: 15% с сумм свыше 5 миллионов рублей в год – это очень мало. Во-первых, как утверждает знающий ситуацию изнутри основатель обувной компании Zenden Андрей Павлов, «90% имеющих доход свыше 5 миллионов в год вообще НДФЛ не платят, легальных вариантов десяток». Во-вторых, несложный подсчет реальных налогов, включающих в себя взносы в три основных бюджетных фонда, показывает следующее.
Наемный сотрудник, «в белую» зарабатывающий 1 000 000 рублей в месяц, заплатит – уже при новой системе! – в бюджет и фонды 30,78% задекларированного дохода. Сотрудник, зарплата которого в 10 раз меньше, совместно с работодателем заплатит 42,3% дохода. Господа, это не прогрессивная, это регрессивная система налогообложения! Получается так благодаря своеобразной системе сборов в фонды социального страхования и пенсионный. Более того, если миллион – это не зарплата (а так чаще всего и бывает), то взносами этот доход не облагается или облагается по льготным ставкам. А вот 100 тысяч – чаще всего именно зарплата, и с неё государство берёт по полной.
Но некоторые люди поверили в то, что у нас и впрямь появилась прогрессивная шкала. Что ж, будем надеяться, что перед нами первый шаг на большом пути.
Важно отметить, что сразу обозначено четкое применение сверхплановых доходов – они пойдут исключительно на лечение детей с врожденными заболеваниями. При всем ярко выраженном благородстве плана мы видим живую реминисценцию на классику – словно правительство собрало богатых людей и сообщило им: «Маленькие дети заслуживают лучшей участи. Мы, господа присяжные заседатели, должны им помочь. И мы, господа присяжные заседатели, им поможем».
Поддержка экономики становится все разумнее
Очень грамотной выглядит попытка вывести из тени IT-сектор – кардинальное снижение налогообложения этой скрытой от глаз государства отрасли может соблазнить предпринимателей, которые не придают значения регулярным нарушениям властью собственных обещаний. Тем не менее других методов у нас нет – в нашей стране очень сильные и местами весьма высокооплачиваемые программисты, которые практически не платят налогов и даже не задумываются об этом прискорбном факте. Снижение страховых взносов и налога на прибыль – мера очень своевременная и даже запоздавшая. Если пандемия и впрямь сдвинула парадигму отношения правительства к бизнесу, это может привести к весьма позитивным последствиям. Годы работы Михаила Мишустина в ФНС не прошли даром – налоговики уже не боятся брать помалу с многих. Хотя нельзя сказать, что «многие» испытывают от этого восторг, число самозанятых все же стремительно растет, и тут власть тоже призывно раскинула объятия, распространив систему на всю страну и на граждан с 16 лет от роду.
Но никуда не делась главная экономическая проблема России – наличие огромной армии людей с маленькими зарплатами и большими полномочиями. Президент, разумеется, не говорил об этом, но дал понять, что полномочия эти будут постепенно сокращаться – заметная часть предписаний станет рекомендациями, в первую очередь в строительной сфере. А значит, и коррупциогенная база снизится.
Тревожит, однако, обильная, местами даже чрезмерная поддержка строительства – помимо регуляторного ослабления, власть поддерживает рынок и деньгами. Так, банки смогут выдавать льготные кредиты (разницу с рыночной процентной ставкой компенсирует государство) на новые квартиры с вдвое большей ценой, чем ранее: до 6 млн руб. в провинции, до 12 млн в столичных агломерациях. В итоге создается ощущение, что строительство – главная отрасль экономики в России, и по вкладу в ВВП оно тоже впечатляет. Вот только минусов у нового русского строительства больше, чем плюсов.
Во-первых, это рабочие места главным образом для гастарбайтеров – людей с чуждой России культурой и менталитетом. Изначально этих людей брали за их неприхотливость, но теперь они зачастую уже просто не пускают в свой круг русских специалистов – профессиональное землячество знает много гитик.
Во-вторых, более 90% строительства в России – это европейская часть, главным образом Москва с областью, Санкт-Петербург с областью и Краснодарский край; за Уралом доминирует Тюменская область. Согласно данным «РИА Рейтинг», больше всего жилья в пересчете на число жителей строится в тех регионах, где и так высокая плотность населения. То есть современное строительство опустошает Россию, переманивая людей в несколько благополучных регионов – и лишая остальные регионы шанса стать благополучными. Думается, со стороны правительства правильно было бы лишить застройщиков столичных агломераций всякой государственной поддержки, этим ребятам и так хорошо – нам нужно активно стимулировать развитие глубинки, а не выманивать оттуда в Москву самых энергичных людей. Но этого не произошло.
* * *
Напоследок отметим прекрасную идею продолжения дополнительных выплат медицинским работникам. Пока отдельные министры альтернативной нравственной ориентации стремятся обложить врачей штрафами, а лучше пересажать их в колонии, государство указывает, кто здесь реально работает и кому на самом деле надо помогать. Будем надеяться, что в результате принятых мер профессия врача станет более популярной в нашем многострадальном обществе.