Агентство «Эксперт РА» подняло рейтинг российского банка «Восточный», вокруг которого до сих пор идут громкие разбирательства в Москве и Лондоне. Почему же было принято такое решение о вроде бы токсичной финансовой организации?
Забыть любой ценой
7 мая 2020 года Московский городской суд продлил домашний арест гражданина США Майкла Калви еще на три месяца. Та же мера пресечения избрана для еще пяти фигурантов дела, включая гражданина Франции Филиппа Дельпаля и бывшего председателя правления банка «Восточный» Алексея Кордичева. Мосгорсуд также не увидел нарушений в аресте имущества Калви – человека, за которого, напомним, в разной форме хлопотали и ручались Алексей Кудрин, Анатолий Чубайс, Борис Титов, Аркадий Волож; да что там, даже Дмитрий Песков выражал сожаление после задержания бизнесмена! Со времен Михаила Ходорковского ни один арест предпринимателя в России не вызывал подобной реакции – даже дело Магнитского прошло существенно тише (претензии к Алексею Навальному были совершенно иного свойства).
Следствие не торопится: Калви лишен свободы уже 16 месяцев. Его и остальных фигурантов обвиняют в растрате 2,5 млрд рублей банка «Восточный» путем выдачи невозвратного кредита «Первому коллекторскому бюро». Группа Калви контролировала «Восточный» через компанию Baring Vostok, и противники следствия полагают, что подоплекой атаки на бизнесмена была как раз борьба за крупную финансовую организацию.
Сам Калви обвинения не признаёт – напротив, он сам открыто обвиняет акционеров банка «Восточный» Артема Аветисяна и Шерзода Юсупова в том, что они под видом фиктивных сделок вывели средства из банка «Юниаструм» перед его слиянием с «Восточным». Аветисян получил контроль над «Восточным» после ареста Калви, с согласия амурского суда реализовав опцион почти на 10% акций «Восточного». К слову, Артем Давидович также является руководителем направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив (АСИ) – удивительной организации, смысл существования которой за пределами потребления выделяемых на нее средств остается загадкой для многих.
Забавно, что на странице «Восточного» в «Википедии» вообще нет упоминаний о Майкле Калви. Банк стремится заставить общество максимально быстро забыть о конфликтной ситуации.
В «Восточном» все сложно
Ex oriente lux! – восклицал великий путаник Владимир Соловьев, искавший в России и на Востоке ответы на мучающие Запад вопросы. Примерно так же через сотню с лишним лет выражается в своих вечерних телешоу его тезка и однофамилец, тоже путаник, но далеко не великий. Образ простой и понятный: Солнце встает на востоке, свет идет оттуда, а поскольку ученье – свет, то и мудрость надо искать где-то справа на географических картах.
Но вопреки этой несложной очевидности все «Восточное» в России покрыто самым густым мраком. Космодром «Восточный» уже стал символом финансовой непрозрачности и безудержных хищений. Его финансовый однофамилец в начале 2019 года обрушил инвестиционную притягательность России, а сейчас неведомым путем поднял свой рейтинг в «Эксперт РА» с «развивающегося» до «стабильного». Это вызвало недоумение в отрасли – недоумение на грани скандала. Так, ряд не зарегистрированных в России изданий и Telegram-каналов обвиняют Артема Аветисяна и «Эксперт РА», скажем мягко, в неформальных отношениях, и судя по информированности авторов подобных публикаций, за ними стоят не чуждые рынку люди.
В самом деле, совсем недавно, в конце апреля 2020 года, авторитетная компания PwC сообщила о «существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности банка непрерывно продолжать свою деятельность». Уважаемых аудиторов смутили низкий уровень запаса регуляторного капитала и распространение коронавируса. И если второй фактор един для всех участников рынка, то первый действительно может вызывать тревогу у вкладчиков и партнеров «Восточного». Впрочем, PwC делает оговорку и для пандемии: у «Восточного» необычно высока доля клиентов среди главной группы риска – физических лиц и малого и среднего бизнеса. Поэтому «существует высокий риск того, что финансовое положение многих заемщиков и вкладчиков «Восточного» в конце 2010 г. окажется хуже, чем в начале года» – в номере года, очевидно, опечатка, ибо речь идет о событиях 2019-20 годов.
В 2019 году – вероятно, из-за скандальной ауры банка – объем средств физических лиц в нем сократился на 12%, тогда как в целом по отрасли наблюдался рост на 10%. А Forbes в конце года и вовсе сформулировал профессиональный приговор: «Совладельцы «Восточного» оказались никудышными банкирами, наделали кучу ошибок и развязали корпоративную войну».
И это – повод для повышения рейтинга? Может создаться впечатление, что «Эксперт РА» сел в глубокую лужу.
Назло общественности
Есть, однако, один argumentum ad hominem, который может объяснить мнение экспертов. В России не бывает независимых организаций, и «Эксперт РА» как крупнейшее национальное рейтинговое агентство находит в перекрестье интересов большого числа заинтересованных сторон. Причем главной заинтересованной стороной всегда является российская власть. А у этой власти есть своеобразная привычка – если кто-то или что-то попадает под огонь общественной, особенно «либеральной» критики, эту сущность необходимо срочно наградить орденом или хотя бы материально простимулировать. Парадоксальным образом сейчас именно сомнительная репутация «Восточного» как одного из могильщиков Калви является гарантом выживания банка, и любой грамотный эксперт отлично это понимает.