Кресло губернатора в России – очень прибыльное, но не очень удобное: часто шатается, а при случае может отправить своего хозяина в очень нехорошие места. Очень нестабильным выглядит сейчас, например, трон красноярского князя.
Есть у наших властителей странная привычка: наказывать народ за недовольство чиновниками, назначая вместо «умеренных» совсем уж оголтелых. В эту канву укладываются замена легендарного Чурова на феерическую Памфилову, непопулярного Медведева на кокетливого Мишустина, нелепого Астахова на верящую в телегонию ВИЧ-диссидентку Кузнецову… Этот принцип работает и с губернаторами. Так, в Красноярском крае непопулярный новосибирский варяг Виктор Толоконский в 2017 году уступил место своему, красноярскому плоть от плоти Александру Уссу. Который за три неполных года продемонстрировал такую «компетентность», что просто диву даешься, почему он до сих пор занимает свой пост.
Враги Усса надеются, что скандалам вокруг губернатора приходит закономерный конец. Попытка утаить от центральной власти масштабный разлив топлива (21 тысяча тонн солярки!) под Норильском, а также полное отсутствие реакции на ЧП в течение двух суток должна дорого обойтись губернатору.
Надо понимать, что Красноярский край – это не какой-то «медвежий угол», это второй по размерам субъект Российской Федерации, его площадь 2366,8 тыс. кв. км, 13,86% территории страны. Это вообще третья административно-территориальная единица в мире – больше только Якутия и Западная Австралия. На севере края находятся богатейшие месторождения высококачественной нефти, там же планируется разместить ключевые инфраструктурные объекты Северного морского пути.
Экономика Красноярского края – это полугосударственная «Роснефть» (Игорь Сечин), а также предприятия Олега Дерипаски, Владимира Потанина, Андрея Мельниченко. Норильское топливо считается зоной ответственности Потанина.
Скандалы губернатора Усса
Чем порадовал губернатор красноярцев за без малого три года правления? На федеральный уровень вышло как минимум шесть инцидентов.
- Масштабные лесные пожары с упорным циркулированием слухов и прямых обвинений в поджогах для сокрытия незаконной вырубки. Усс прокомментировал их в своем фирменном издевательском стиле: «обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может, даже где-то и вредно». Есть, кстати, уморительно смешной ролик журналиста Дмитрия Полушина (его за эту шутку вызывали в Следственный комитет) под названием «Кино и немцы. Планерка губернатора Александра Усса» (ссылку давать не будем, найдете легко): очередная, но очень точная переделка легендарного фрагмента из фильма «Бункер».
- Регулярное «черное небо» («вижу, чем дышу») от выхлопов над Красноярском и другими городами региона. От массовых митингов с требованием отставки губернатора спасли коронавирусные ограничения. Красноярский край стал первым в России, где решили ограничить передвижение людей. За четыре для до предполагавшихся массовых протестов. Совпадение? Наверняка.
- Намеренный наезд «Мерседеса» на журналиста телеканала «Россия». Предположительно за рулем был помощник известного красноярского политика Анатолия Быкова Алексей Талюк. К слову, арест Быкова, много лет числившегося в краевом заксобрании под руководством Усса, – серьезный сигнал губернатору. А инцидент с наездом еще раз показывает, какие нравы сложились в крае. Занятно, что журналистов именно «России» пустили потом к арестованному Быкову – в качестве извинений за инцидент?
- Оскорбление жителей затопленного Канска: «Что вы хотите мне сказать? Права мне качнуть? Я тоже вам сейчас могу качнуть». Многие считают, что помощь Канску сильно запоздала и была совершенно недостаточной. Власти, в свою очередь, упрекали жителей в том, что они не застраховали свое имущество.
- Предоставление колоссальных налоговых льгот компаниям, способным вложить 10 миллиардов рублей в экологические программы. Точнее, компании, потому что закон откровенно написан под «Русал», который ранее контролировал Олег Дерипаска, а сейчас – американские инвесторы.
И вот теперь – норильское топливо.
Краткая биография губернатора Усса
Фамилия Усс – эстонская: отец Александра Викторовича родом из Гомельской губернии, Прибалтика совсем рядом. Жизнь будущего губернатора удалась еще до зачатия: он родился в ноябре 1954 года в семье председателя крупного колхоза, его отец имел множество военных и мирных наград (в том числе орден Ленина), семья не знала материальных проблем, и будущее младшего сына выглядело безоблачным. «Отец доверял мне автомобиль лет с двенадцати» – вспоминает Александр. Сразу после школы Усс поступил на юридический факультет Красноярского госуниверситета (круче в крае просто некуда), окончил его с предсказуемым отличием, продолжил образование в престижном Томском госуниверситете, после защиты диссертации (о конфликтах между осужденными) вернулся в Красноярский, где 13 лет работал на кафедре уголовного права, постепенно поднимаясь в статусе. В 1986 году умудрился на два года стать стипендиатом Института Планка (в ФРГ) – в советские времена это приравнивалось к полету в космос. Так, например, будущий президент России в это время тянул лямку в куда более скучной Восточной Германии.
В 1993 году 38-летний преподаватель, много лет рассказывавший студентам о социалистической законности, наконец попал в капиталистическую власть. И ему там понравилось.
К этому моменту Усс, по его словам, был уже весьма состоятельным гражданином. О происхождении своих денег он рассказывает так: «Еще до прихода во власть в начале 90-х годов, как и многие, занимался бизнесом. Самым разным – от продажи автомобилей до оказания платных юридических услуг». Очень трогательно выглядит история о том, как в 1989 году он привез из Германии компьютер, продал его в Красноярске и эти деньги стали стартовым капиталом. К сожалению, Александр Викторович не детализирует, каким образом ему, скромному преподавателю удалось в Красноярске в начале девяностых стать крупным бизнесменом – между тем от рассказов об обычаях тех времен волосы встают дыбом. «Многое мне оставил отец», «сохранилось много недвижимости, она дает доход от аренды». Кстати, с Героем Социалистического труда тоже не всё ясно: «Виктор Петрович возглавлял краевое объединение "Сельхозтехники", потом приватизировалось, акционировалось… Так, от отца мне перешло ООО "Центральное". Сегодня я – его единственный владелец, обладатель ста процентов акций». Диву даешься, с какой страстью эти носители коммунистических идеалов дербанили свою страну!
Далее – только власть:
- 1993—1997 — начальник правового управления администрации Красноярского края, заместитель Губернатора Красноярского края;
- 1993—1995 — депутат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- 1998—2001 — член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- 1998—2017 — председатель Законодательного Собрания Красноярского края.
В 2017-м Усса, ранее проигрывавшего губернаторские выборы, наконец назначили и.о., а год спустя утвердили в этом качестве.
За время активной государственной деятельности Александра Викторовича население Красноярского края уменьшилось на 10%. И хотя в десятые годы наметился определенный демографический подъем, после утверждения Усса губернатором народ снова стал уезжать из края. Совпадение? Наверняка.
Доходы губернатора Усса
К сожалению, полуоткровенность Усса об источниках его состояния не спасла губернатора от расследования группы Навального «Губернатор на миллиард». Строго говоря, расследования, по всей видимости, не было, просто информацию разоблачителю скинули недовольные Уссом люди («Царьград» даже называет цену вопроса – 10 биткоинов), но отношения к раскрытым фактам это не меняет.
Начинается материал невинной шуткой: «декларацию Александра Викторовича за 2017 год вам не покажут на официальном сайте Законодательного собрания края». Совершенно непонятно, что делать декларации губернатора на сайте Заксобрания, если она с теми же цифрами спокойно лежит на официальном портале губернатора. Впрочем, у навальновцев оказалась чуть более подробная версия, с лучшей детализацией доходов. Отличие состоит в том, что «навальная» версия – это декларация кандидата в губернаторы, а не ежегодная отчетность чиновника. И опять же, Заксобрание ни при чем – такой документ должен быть на сайте избиркома. И его на момент написания статьи там действительно нет.
Мы видим, что из 221,6 млн рублей 192 миллиона получены при печальных обстоятельствах – наследование (а ваша мама, уважаемый читатель, оставит вам подобную сумму?). Видим, что у губернатора (тогда еще и.о.) 28 банковских счетов. Странно, но не страшно: открыть счет можно прямо из банковского приложения, так что никто не мешает вам сравняться по этому показателю с Уссом. Но не по содержимому этих счетов: там у Усса было почти 640 миллионов рублей.
Кроме того, в 2017 году будущий губернатор получил подарок на сумму 11,8 млн рублей. Дивиденды от владения ценными бумагами составили 5,5 млн рублей. В среднем, добавим мы то, чего не было в расследовании, дивидендная доходность составляет 4,5% для российских акций и 0,7% для иностранных, так что если предположить полный акционерный патриотизм Усса (в котором позволительно сомневаться), он владел акциями на 122 миллиона рублей.
Ну и, наконец, зарплата («денежное вознаграждение») – 2,4 миллиона на двух рабочих местах. В Заксобрании и на посту и.о. губернатора.
Имущество губернатора Усса
«Первое антикоррупционное СМИ» сообщает, что у источников Навального есть большие сомнения в чистоте действий и помыслов красноярского губернатора. Источник многомиллионного подарка не найден, а предъявить по нему нечего – в первой половине 2017-го действительный член Европейской академии наук и искусств еще не был даже и.о. губернатора (правда, трудился на посту председателя Заксобрания Красноярского края). А вот по наследству, доставшемуся немолодому чиновнику, вопросов много: источники полагают, что теневым владельцем активов своей матери мог быть сам Усс, по старой традиции европейских ученых и художников просто переписывавший на нее имущество. Однако, прямых докозательств этому, конечно же, нет.
А имущества этого достаточно. «После нулевых у Александра Усса оказалось очень много денег, откуда – неизвестно, но позволить он себе может почти все, что угодно» – пишут активисты, а сам Усс и вовсе говорит не о нулевых, а о девяностых.
Роскошный дом в европейском стиле в сосновом бору на берегу Енисея. 120 миллионов рублей в ценах 2018 года.
Поместье в Акулинино (Пять гектаров в Домодедовском округе Московской области) показывает, что Усс не просто красноярский князек, а деятель федерального масштаба. Хорошо все-таки живут наши региональные депутаты!
Конечно, Домодедово – не Рублевка, и Александр Викторович, видимо, немного страдает от этой неполноценности. Но переживать нечего: вон еще в 2003 году на жену будущего губернатора зарегистрировали квартирку в Молочном переулке Москвы. Это Хамовники, это «золотая миля», все очень серьезно, и 162 метра на пятом этаже оценивались здесь по кадастру сентября 2018 года в 112 миллионов рублей, а по оценкам авторов расследования – почти в полмиллиарда. Интересно, кстати, что запрос на эту выписку получен 19 сентября – сразу после победы Усса на губернаторских выборах. Кому-то не терпелось набрать фактическую базу под нового отца края.
А вот у Артема Александровича Усса московская квартира куда скромнее, продолжает ПАСМИ – всего за 54 миллиона рублей, для Пречистенки совсем не дорого. Причем ее происхождение вполне прозрачно: отец Артема получил жилье как член Совета Федерации в 1999 году. Совет Федерации – это такая структура по раздаче московской недвижимости региональным бонзам, и недаром рачительный Владимир Жириновский недавно предлагал избавиться от этого рудимента парламентаризма, которым мы пользуемся, как мартышка очками.
На момент публикации расследования у семьи Уссов, как следует из деклараций и его собственного интервью, было 5 автомобилей, у Артема еще два. Причем общая стоимость этих двух («Ауди А8 и «Порше») – более 10 миллионов рублей. К слову, губернатор признал, что Артем владеет «маленьким» офшорным угольным бизнесом в Красноярском крае. 2,4 млрд рублей выручки только за 2018 год плюс 98 действующих госконтрактов на сумму более 0,5 млрд. Не СУЭК, конечно, но внукам внуков на черную икру три раза в день еще хватит.
Не нравятся борцам за справедливость и поездки Усса – гостиницы по 100 тысяч рублей за ночь, билеты в Москву по 63 тысячи (нормальный бизнес-класс, кстати, ничего особенного), регулярные перелеты в Сочи. Кстати, в Сочи у Усса тоже есть коттедж – папа оставил. Запрос о коттедже датирован 16 ноября 2018 года – видимо, о его существовании информаторы Навального прознали не сразу. Центральный район, улица Виноградная – очень милое место, пляж рядом, президентская резиденция тоже.
Далее расследование переходит к бизнес-активам жены и сына Уссов: авторы выявляют аффилированных лиц, номинальных собственников, и показывают, в чьих интересах они орудуют на самом деле. Плюс, конечно, родственные связи, которыми повязаны все региональные верхушки: «по данным штаба Навального, племянница Усса Оксана замужем за прокурором Красноярска Александром Лейзенбергом. Именно этим родством активисты объясняют тот факт, что надзорное ведомство нисколько не интересует несоответствие официальных доходов губернатора его состоянию». Честно говоря, прокуроры и без всяких семейных отношений прекрасно закрывают глаза на проделки губернаторов, возбуждаясь лишь после отставок вчерашних покровителей.
В расследовании было предположение о том, что Усс имеет вид на жительство в Германии (его также озвучил Андрей Караулов); позже пресс-служба губернатора опровергла этот домысел. Есть также неподтвержденная информация о том, что в ФРГ проживает дочь Усса (неясно, Мария или Александра). Известно также, что внук политика Григорий родился в 2013 году в Берлине.
Даже, мягко говоря, не жалующий Навального канал «Патриоты России TV» откликнулся на череду расследований справедливым замечанием: «Либо Навального посадить за клевету, либо Усса за незаконное обогащение».
Аудит губернатора Усса
Вернемся к молчащему прокурору. Его роль попыталась исполнить глава местного отделения Счетной палаты Татьяна Давыденко. Женщину уволили после ее попыток расследования миллиардных убытков от лесных пожаров и аккуратно высказанных предположений о том, что эти пожары не были случайными (так, выгорали в основном арендованные участки). Тут, к слову, прокуратура оживилась: «Я подала в суд на Законодательное собрание края, а в суд пришли три прокурора. Три! Не один, а три! И у суда вопросов не было» – вспоминает Давыденко. Аргументы бывшего аудитора звучат очень весомо: впрочем, и ответные обвинения представителей губернатора и «Норильского никеля» в стремлении Давыденко сохранить бизнес дочери тоже имеют под собой основания. В красноярской политике белых и пушистых не водится – их съедают еще на дальних подступах к власти.
Давыденко, к слову, обнаружила и недостатки упомянутого закона о льготах «Русалу»: краевой бюджет потеряет огромные деньги (почти 1,4 млрд рублей ежегодно) на снижении ставки налога на имущество в 22 раза для «экологически ответственной компании». Впрочем, если это избавит край от «черного неба», дело того стоит.
Интересно, что глава Счетной палаты России Андрей Кудрин (уроженец Латвии), который, безусловно, имеет больший аппаратный вес, нежели Александр Усс, мог заступиться за свою региональную коллегу, но не сделал этого. Кудрин (не на словах, но на деле) является последовательным проводником неоколониалистской политики, направленной на вывоз ресурсов из России, и расследование этого процесса ему, видимо, пришлось не по душе.
Рекомендуем посмотреть небольшой фильм того же Караулова о событиях в Красноярском крае.
Уволят ли губернатора Усса
Кстати, не исключено, что Навальный своей атакой продлил губернаторскую карьеру Усса: в Кремле страсть как не любят адекватно реагировать на критику снизу – напротив, есть традиция награждать или повышать чиновников, попавших под огонь либеральной критики. Так, после разоблачений Давыденко, пока Караулов монтировал свой фильм, Усс получил орден Александра Невского: очень типичная реакция для нашего странного времени.
Впрочем, терпение президента, кажется, кончается: всего через три месяца после указа о награждении Владимир Путин устроил показательный разнос красноярскому губернатору. Тот признался, что узнал о разливе топлива под Норильском только из социальных сетей – после этого президент оборвал губернатора и больше не давал ему слова. Впрочем, нельзя сказать, что Усс выглядел сильно расстроенным этой мизансценой – за вспышками гнева президента, как известно, чаще всего не следуют никакие оргвыводы. Путин это объяснял еще в 2009 году – в резонансной статье о том, как сильно он не любит увольнять людей.
Иногда, однако, надо делать неприятные вещи, переступать как-то через себя. Тем более что положительное решение по кандидатуре Усса принимал, скорее всего, не президент, а руководители «Роснефти», «Норникеля», может быть СУЭКа. Так в последние дни СССР когалымские нефтяники Вагита Алекперова назначили городским главой местного аппаратчика, бывшего комсомольского активиста Сергея Собянина. А в Красноярском крае сырьевикам и металлургам нужен был удобный губернатор-марионетка, на которого есть достаточно материала, чтобы он не раскачивал лодку – они его получили.
Но забыли предупредить о необходимости хороших манер, уважения к народу и хотя бы временного ограничения аппетитов.
* * *
Вопрос не в том, усидит ли нынешний губернатор до конца своего, простите, срока, а в том, не придет ли на его место человек, при котором жителям придется горько вспоминать, как мало они ценили безобидного эстета, покровителя искусств Александра Усса.