Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Игры джентльменов: мат, оскорбления и странности вокруг Никиты Михалкова

Известный телеведущий Никита Михалков в очередной раз оказался под прицелом массированной критики. Но на сей раз речь идет не о его запутанных имущественных и организационных делах, а о высоком: мировоззренческом конфликте с официальной властью и воображаемой закулисой.

Не в первый и не в последний раз

Началось все со злополучного выпуска «Бесогона», который сняли с эфира «России 24» за излишнюю конспирологию: Никита Михалков жестко прошелся по Биллу Гейтсу и Герману Грефу, которые якобы намерены чипировать все население Земли под видом вакцинирования от коронавируса.

Этот тезис вызвал недоумение ряда деятелей культуры, в частности Владимира Познера, который написал Михалкову задушевное письмо с поздравлениями – наконец-то Никита Сергеевич столкнулся с цензурой, ибо прежде совершенно от нее не страдал, то ли дело Познер! Также Владимир Владимирович выразил законное недоумение, почему Михалков, поливая Грефа, не дал ему возможности высказаться: Герман Оскарович общительный человек, и наверняка принял бы неожиданное предложение защитить свою точку зрения в «Бесогоне».

Никита Сергеевич неожиданно пришел в ярость от этого частного письма. Тут, кстати, хочется вспомнить, что в 2008 году в интервью под грозным названием «Буду бить любого, кто посягнет на мою честь и безопасность» Никита Михалков заявил: «Меня последние 15 лет каждый день лупят наотмашь, только ленивый меня не оплевывает, и я никому никогда не отвечал. Вот сейчас отвечаю — в первый и последний раз». Обещания своего режиссер, как видим, не сдержал.

У цензуры две стороны

И напрасно не сдержал, ибо ответ получился неубедительным – о 117 придирках цензуры к фильму «Родня». Не было в СССР ни одного режиссера, чьи фильмы не вызывали бы замечаний худсоветов. 117 замечаний – совершенно обычно для тех условий, а вот тот факт, что режиссер сумел отклонить 47 из них, поистине удивителен и говорит об особом положении Михалкова в тогдашнем истеблишменте. Равно как позже в ельцинском, а теперь в путинском. Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

Беда лишь в том, что Никита Сергеевич, в отличие от Владимира Владимировича, больше знает о цензуре с другой стороны – со стороны силы. Он был очень влиятельным человеком и в Союзе, но по-настоящему развернулся в независимой России. Мы, например, хорошо помним, какие проблемы начались у журнала «Искусство кино» в 2009 году, когда главред Даниил Дондурей не поддержал Михалкова на съезде кинематографистов. Уставшие от манер своего начальника работники отрасли тогда сняли Михалкова с поста председателя Союза кинематографистов и выбрали Марлена Хуциева. Что было дальше – история мутная: говорят, Михалков обратился в определенные кабинеты и получил добро на возврат власти. После реставрации ныне покойный Дондурей, которого Михалков в своем неповторимом стиле обозвал «Доном Дуреем», со своим журналом был изгнан из здания, принадлежавшего Союзу. Тут все по-взрослому, это вам не фрагменты фильма перемонтировать!

Да и вообще на правах главного кинематографиста России Михалков заведует увесистыми денежными потоками. А госфинансирование отрасли идет через Фонд Кино, который возглавляет одна из многочисленных правых рук Никиты Сергеевича Леонид Верещагин, по совместительству – генеральный директор ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова». Какое кино в России получит господдержку, а какое нет, во многом решает именно окружение автора «Родни», а есть ли более жесткая и бессердечная цензура, чем финансовая?

А был ли быдляк?

Помимо прочего, Михалков заявил, что более не будет сотрудничать с «Россией 24», и целиком сосредоточится на интернет-вещании. И в первом же неподцензурном эфире обматерил главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева. Павел Николаевич, безусловно, первым преступил границы литературной лексики, якобы употребив термин «быдляк», но это все-таки не михалковский мат, пусть и приглушенный звукорежиссером. К слову, официальному СМИ за вольность, подобную допущенной Михалковым, прилетел бы немалый штраф от Роскомнадзора; строго говоря, мы не имеем формального права даже поставить ссылку на его передачу. А вот Михалкову все можно.

Уж не ради возможности ли безнаказанно материть оппонентов поменял платформу маститый режиссер?

Павел Гусев, помимо прочего, якобы (вновь приходится применять это слово) обвинил Михалкова в распространении фейков о коронавирусе, и удивился, почему этим не заинтересовалась прокуратура. Действительно, изложенные Никитой Сергеевичем взгляды несколько отличаются от официально предписанных, и штрафы за подобные высказывания уже выписывают в достаточно большом количестве. Но не медийным фигурам. «Оно и понятно: так называемый «закон» в России существует только для населения, а всяким чиновникам и привластным ж…лизам он не писан» – пишет из Испании популярный блогер Алекс Экслер, который, как видим, также не в силах остаться в рамках приличий. Что ж тема-то такая проклятая!

Но Гусев вообще отрицает факт жестких высказываний в адрес Михалкова, несмотря на наличие у издания Daily Storm аудиозаписи разговора с мужчиной, чей голос сильно похож на голос главреда МК. Вообще говоря, Павел Николаевич – человек задиристый, упрямый и рисковый. Когда от своих слов про «собачек» отказывается неумная чиновница, это одно, но когда так же поступает Гусев, есть два варианта: либо Гусев и впрямь этого не говорил (но кому потребовалось придумывать, искать актера, писать агрессивный текст?), либо на него надавили очень серьезные люди, которым не принято отказывать.

Америка нам поможет

К слову, СМИ без ссылки на источник тиражируют информацию о том, что атака на режиссера обошлась заказчикам «чуть ли не в 600 тысяч долларов». К сожалению, не указывается возможный источник этих внушительных средств – то ли это Билл Гейтс с Германом Грефом хотят заткнуть рупор правды, то ли кто-то из многочисленных деловых партнеров Михалкова мстит за былые обиды. Никита Сергеевич – бизнесмен бывалый и агрессивный, так что обиженных на его жизненном пути хватало. Но вряд ли кто из них способен потратить такие деньги на столь сомнительную пиар-компанию. Тем более что Никита Сергеевич «зарывает» себя сам и за свой счет.

В самом деле, что получается? Михалков обвиняет в цензуре российский провластный канал и публикует свои выпуски «без цензуры» на американском ресурсе Youtube с ярко выраженной либеральной идеологией. И там его терпят, хотя в правилах Youtube с недавних пор сказано, что, в числе прочего, запрещается «размещать материалы, отрицающие существование коронавируса». Михалков прямо не отрицал этого, но дал понять, что пандемия – часть зловещего замысла по чипированию землян. Земляне уже и сами добровольно и радостно передают всю информацию о себе через смартфоны и социальные сети, но чипирование, по мнению Михалкова, сможет помочь установить контроль и над немногими «цифровыми диссидентами».

* * *

Эмоции вместо логики, хамство вместо диалога, подтасовки и увиливания – вся эта история дурно пахнет со всех сторон. Словно бесы и впрямь вылезли из преисподней для последнего искушения великого режиссера.

Полная версия