Прокладки для маски: как и зачем мэрия Москвы купила производителя защитных средств
Выяснилась одна из возможных подоплек «масочного» режима в Москве – оказывается, в марте московская мэрия через несколько фирм-прокладок купила крупнейшего производителя медицинских масок в России, ООО «Компания инновационных технологий», сокращенно именуемое КИТ.
Нелегкое плавание КИТа
Интересно, что по данным «Ведомостей», бывшие владельцы производителя масок и защитной одежды КИТ Дмитрий Савин и Павел Спичаков продали свой бизнес не мэрии, а владельцу недавно организованной УК «Абсолют эссет менеджмент» Александру Сидорову (судя по этой формулировке, он выступил покупателем как физическое лицо), но уже через две недели Сидоров перепродал актив некоему ООО «Центррегионинвест». Было бы интересно узнать суммы этих сделок – много ли заработал Сидоров и представлял ли он только свои интересы. Понятно, что при желании Москва могла приобрести актив непосредственно у давних учредителей.
Но это не в традициях собянинского времени. Давайте погрузимся в увлекательный мир расплодившихся вокруг мэрии коммерческих организаций, суть работы которых была мастерски описана еще Ильфом и Петровым в «Золотом теленке» (помните, как «Интенсивник», «Трудовой кедр», «Пилопомощь», «Южный лесорубник» паразитировали на государственном «Геркулесе»?).
Итак, КИТ теперь принадлежит компании ООО «Центррегионинвест» со среднесписочной численностью персонала в количестве одного человека, которого зовут Юрий Бычков. 28 марта он включен в реестр физических лиц – серийных руководителей. Трудно, наверно, управлять 10 организациями сразу, но Юрий Федорович как-то справляется.
У «Центррегионинвеста» два учредителя – ранее таковым было только ООО «Софийская набережная», но недавно добавилось ООО «Горферма» с долей в уставном капитале 10 рублей. В три раза больше, чем себестоимость одной медицинской маски, и в три раза меньше, чем ее розничная цена. «Горферма» принадлежит той же «Софийской набережной», а управляет ей еще один серийный директор Эдуард Булатов (опять же, единственный сотрудник), в недалеком прошлом глава «Центррегионинвеста».
ООО «Софийская набережная» – организация с одним сотрудником, которого предсказуемо зовут Эдуард Булатов. Как и «Центррегионинвест», принадлежит двум учредителям. 10 рублей в перспективный бизнес вложило ООО «Промтехзем» с директором Эдуардом Булатовым, а принадлежит это ООО… «Софийской набережной» (перекрестное владение – обычно налоговая служба с подозрением относится к таким схемам).
А основным владельцем «Набережной» является АО «КИП». Ура, у нас хотя бы сменилась форма собственности, да и уставный капитал вырос с надоевших 10 тысяч до 28 миллионов рублей. Генеральный директор – уже знакомый нам Юрий Бычков, а данные об учредителях в открытых источниках не публикуются (для этого и используется форма АО). Зато известно, что в этой фирме целых два сотрудника. Хочется надеяться, что второго зовут не Эдуард Булатов, это было бы слишком скучно.
«КИП» (не путать с КИТ) расшифровывается как «Капиталинвестпроект». Ранее эта организация носила прекрасное название «Кремлин сайт», напоминают «Ведомости», а еще раньше оно было «Кремлевским мостом», добавим мы. Контролируется КИП, по тем же «Ведомостям», которые ссылаются, между прочим, на вице-мэра-вундеркинда Владимира Ефимова, «московским правительством и управляет различными столичными активами». О качестве и сути этих активов мы рассказали выше. Кстати, за 2018 год – 50 млн дохода. 12 млн расхода, 10 млн налогов в бюджет. Очень неплохо. Компания выступает в роли заказчика на госзакупках, что подтверждает ее государственный статус.
Для полноты картины добавим, что все это – малый и микробизнес, имеющий право на разнообразные льготы, объект неусыпной защиты со стороны государства и общественных организаций. Когда в очередной раз услышите про трудное положение малого бизнеса в России, вспомните Бычкова и Булатова, и выдохните спокойно: не весь малый бизнес страдает, ой не весь.
Куда уходит прибыль?
Сам по себе КИТ до последнего времени был зарегистрирован во Владимирской области, имеет нормальные 75 человек штата, и уже исполняет минимум четыре контракта Департамента здравоохранения Москвы на 235 миллионов рублей – разумеется, в качестве «единственного поставщика».
Каковы мощности предприятия? Бывший совладелец КИТ Павел Спичаков утверждает, что на момент продажи компания производила порядка 1 млн масок в день, но имела возможности нарастить производство. 3 миллиона в день к концу года – вполне реалистичный, по его мнению, показатель. Считается, что при нынешних карантинных ограничениях мэрии нужно 4 млн одноразовых «двухчасовых» масок в день.
Но сколько стоит это удовольствие? Из одного из контрактов видно, что некую «одежду из нетканых материалов» мэрия закупает по 7,15 и 14,24 рублей за штуку с НДС по ставке 10%. А Следственный комитет купил у КИТа маски нитриловые голубые (те, что в рознице везде по 30 рублей) по 9,50 руб. за штуку.
Получается, что мэрия барыжит масками, перепродавая их в опаснейший для города период втрое дороже закупочной цены? Нет, конечно. Заказанные муниципальными организациями маски пока в продажу, видимо, не идут – ими обеспечивают госслужащих и социальные учреждения. Но есть и другие заказы, в первую очередь от торговых сетей – такие документы в общем доступе отсутствуют, а именно они составляют основную массу нагрузки на производство. И интересно знать, какие цены выставляет КИТ «Пятерочкам» и «Дикси», кто в итоге наживается на пандемии благодаря указу Сергея Собянина об обязательности масок. К слову, «социальные цены» для стариков в аптеках Москве и области – 11 рублей за маску, и это не торговля в убыток для продавца. То есть спекуляции, о которых так много говорит либеральная оппозиция, действительно имеют место быть, и власть демонстративно отказывается с ними бороться. Либо КИТ выставляет коммерческим заказчикам завышенную цену, и тогда прибыль достается «малому бизнесу» московского правительства, либо накручивают уже торговые и аптечные сети, а значит требуется расследование, причем по статьям вплоть до 281-й УК РФ («Диверсия»).
Напомним, ранее попытка отдать монополию на поставку масок «Росхимзащите» («Ростех») стала одним из самых скандальных и неуважительных к обществу поступков власти за последние годы. Кстати, другая дочка «Ростеха» к тому моменту получила и монополию на поставку аппаратов ИВЛ. Да-да, тех самых самовозгорающихся устройств. Доживем ли мы до расследования всей деятельности этой госкорпорации? Такими темпами – не факт. Но «масочную монополию» быстро отменили (кстати, не инсайдерская ли информация о ее скором введении заставила учредителей продать своего КИТа?), так что «инновационным технологиям» не пришлось переходить под серое крыло Сергея Чемезова.
Все мощности заняты
Сайт компании по-прежнему действует по неочевидному адресу latio.ru.com – и, кстати, приглашает на работу наладчиков, укладчиков и механиков. Все-таки эпоха торжества гуманитарного образования проходит – обратите на это внимание, когда ваши дети будут выбирать профессию.
А вот с заказчиками в КИТе общаться не хотят – на главной странице прямо указывают, что им не рады («Все наши производственные мощности обеспечивают текущие контракты» – кто кого обеспечивает, не уточняется), а форма обратной связи требует от желающего связаться указать все подробности о себе, едва ли не до «был ли дедушка в оккупации» – в общем, стиль московского правительства налицо. Забавляет висящая на главной странице сайта ссылка на стартовую страницу Youtube – видимо, это означает «Идите-ка, ребята, развлекитесь, а мы тут делом заняты».
Почему организовавшие всю эту схему люди даже в критический для нации момент не могут сделать что-то просто, понятно и чисто, без сложных прокладок, маньяков-управленцев на директорстве и с открытыми финансовыми данными? Снова вспоминаются бессмертные Ильф и Петров: «Что ж это такое? Ведь я машинально».