Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Путин меняется: обращения к народу стали другими

Привыкший рапортовать об успехах, президент не сразу поймал нужный тон в критической ситуации.

Работа над ошибками

8 апреля президент России Владимир Путин побеседовал с губернаторами и нацией. Кремль почему-то склонен держать завесу секретности до последнего момента – так, совершенно неясным было, что нас ожидает видеоконференция с губернаторами, а не очередное обращение президента к народу. Но на выходе получилась контаминация этих жанров – были и проникновенные слова, обращенные к 146 миллионам граждан, и конкретные вопросы главам регионов.

Пожалуй, это первое из серии «коронавирусных» выступлений президента, не оставившее после себя странного послевкусия. Создается ощущение, что узнав об эффекте от своих предыдущих обращений (в том числе и из цитатников INFOX.RU), Путин сменил спичрайтера. И заговорил совершенно другим языком.

Во вступительной части совещания, которая транслировалась по телевидению и на интернет-ресурсах, Путин сказал не так уж много конкретного, но эта конкретика была весомой. Во-первых, были озвучены весьма чувствительные ежемесячные выплаты врачам и другим медицинским работникам, борющимся с коронавирусом. Честно говоря, разница между суммами, положенными врачу (80 тыс. руб. в месяц) и младшему медперсоналу (25 тыс. руб. в месяц) показалась слишком высокой – ведь риск заразиться у санитара в Коммунарке намного выше, чем у врача-инфекциониста. Но, как говорится, спасибо и на этом.

Очень важными оказались уточнения, касающиеся отсрочки выплаты налогов и взносов для бизнеса: «не должна возникнуть ситуация, когда через полгода компаниям придется сразу, одномоментно выплачивать накопленные долги… Такую задолженность можно будет гасить плавно, ежемесячно, равными долями в течение не менее года после окончания отсрочки».

Надо отметить, что подобные распоряжения президента по сути своей являются доказательством полной ненужности существования Госдумы, о согласии которой на свои предложения Владимир Путин даже не спрашивает. В этой ситуации казалась бы естественной приостановка деятельности законодательной власти и направление сэкономленных средств как раз, например, на стимулирование медиков.

Печенеги, но не татары

Ну и в полном согласии с кинематографическим постулатом русского шпиона в Германии «запомнилось последнее» – уже сейчас мало кто скажет, о чем говорил президент до «печенегов и половцев». И совершенно глупой выглядела реакция Алексея Навального, который обвинил Путина в том, что тот «обокрал Федора Плевако». На самом деле аллюзия на известное выступление адвоката из XIX века получилась слишком тонкой, чтобы это мог понять не страдающий от избыточного образования секретный сотрудник. Федор Никифорович говорил: о России: «Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушилось на нее, взяли Москву…» Но татары, поляки и двунадесят языков Наполеона до сих пор живы и, в общем, неплохо себя чувствуют. Поэтому спичрайтер президента взял только вымершие этносы и сравнил с ними коронавирус. Для тех, кто «в теме», Путин блеснул эрудицией, для остальных – просто напомнил школьный курс истории, что тоже небесполезно. Добавим, что своим сравнением президент ответил и тем, кто критикует его за слишком частое упоминание Великой Отечественной, создающее ощущение, что нашу войну выиграли единоросы. Выяснилось, что наша власть помнит и другие сражения.

Кроме того, аппарат президента продемонстрировал способность остановиться вовремя. Ведь сразу после «печенегов и половцев», первым из губернаторов, начал отчитываться представитель тех самых татар, про которых говорил Плевако, но не Путин, – Сергей Собянин, открывший двери столицы для татарстанских строителей. И надо сказать, что речь Собянина, хотя и была предельно подобострастной, все равно оказалась конкретнее и убедительнее выступления президента. Может быть, именно поэтому она и не вошла в официальную «полную версию», но текст ее можно прочесть на сайте Кремля. Реальные меры по борьбе с эпидемией действительно предлагает Собянин, а главы остальных регионов примеряют их на себя и копируют либо полностью (за исключением выплат населению), либо частично.

* * *

Как видим, публичный облик президента еще есть куда править. Два десятилетия без серьезной критики, безусловно, расслабили творцов его имиджа и привели к негативным сравнениям – например, с поведением Иосифа Сталина в первые дни Великой Отечественной. Ситуацию надо менять, иначе лаврами победителя коронавируса будет увенчан творец реновации.

Полная версия