Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Результаты общественной экспертизы мусоросжигательного завода в Московской области

Основные выводы по результатам проведения общественной экологической экспертизы материалов проектной документации проектируемого завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью не менее 700 000 тонн ТКО в год (Россия, Московская область, Воскресенский район, д. Свистягино)

Проектная документация разработана в 2017-2018г. (договор 159-17К/ПИР от 17.08.2017 г. с несколькими дополнениями, с крайним от 13 апреля 2018г.).

В рассматриваемом Проекте:

• не обоснованы выбор предлагаемой технологии и ее экологическая безопасность в сравнении с существующими технологиями;

• отсутствуют обязательные данные неформального по существу сравнительного анализа технологий, при этом выбор устаревшей и экологически опасной технологии не обоснован и не соответствует приоритетам, установленным Правительством РФ и интересам населения;

• не проработаны вопросы обеспечения сырьевой и транспортной инфраструктуры предполагаемой хозяйственной деятельности, не приведены альтернативные решения и обоснования выбора места для размещения МСЗ;

• не разработаны требования к поступающим на сжигание ТКО: к их химическому, морфологическому составу и гранулярности, не указаны методы обеспечения постоянства состава сжигаемого сырья — отходов, прошедших первичную сортировку, что позволило бы снизить значительные выбросы загрязняющих веществ от деятельности МСЗ;

• материалы ОВОС не отвечают требованиям российского законодательства, а именно:

1. ОВОС разработан в 2017 г. Слушания по ОВОС должны проводится на основании Приказа Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», где в Преамбуле сказано, что Настоящее Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.95 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4556) и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы. Поскольку объектом экологической экспертизы является проектная документами, которая не была предоставлена в момент проведения слушаний, то данное грубейшее нарушение процедуры проведения слушаний является основанием для отмены выданного ранее положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по объекту «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью не менее 700000 тонн ТКО в год (Россия, Московская область)», утвержденного Распоряжением Минэкологии Московской области от 19.02.2018 № 66-РМ.

2. Представленный на слушания ОВОС не соответствовал техническому заданию. В соответствии с томом 1.4 159-17К/ПИР- ОВОС1.4 ТЗ, Приложение Т к ОВОС, мы видим, что в него внесены изменения и данный раздел в техническом задании полностью отсутствует, также как и в отчете тома 1.1 159-17К/ПИР- ОВОС1.1, что говорит о подделке документов!!!!!

3. Следует отметить, что указанный раздел не соответствует Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 06.07.2019) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

4. Прежде всего, в нем не приведены результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду. Таким образом, приведенный в проектной документации перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства не обоснован.

5. В нарушение Водного кодекса РФ не достаточно учтено воздействие на водные объекты. Так, для реки Перемойка не учтена ширина водоохранной зоны в размере 100 м, вместо этого указывается 3 метра до «границы прибрежной защитной полосы». В целом, планируемый к размещению Комплекс по обработке и размещению твердых коммунальных отходов не учитывает наличия развитой гидрографической сети и возникновения безусловного влияния на качество воды в водных объектах.

6. Вызывает сомнение, предлагаемое в рамках Проекта «переустройство» земельных участков в зоне планируемого размещения объектов инженерной инфраструктуры, путем переноса (переустройству) из зоны планируемого размещения линейного объекта. Так, например, для участка 18 предлагается перенести «заготовку древесины, заготовку сбор недревесных лесных ресурсов, заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» путем раздела земельного участка или образование части земельного участка.

7. Расчеты выбросов загрязняющих веществ выполнены по отмененной методике (ОНД-86), п.3 Приказа от 6 июня 2017 года N 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздух» указано, «признать не подлежащей применению на территории Российской Федерации Методику расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утвержденную Госкомгидрометом СССР 4 августа 1986 г. N 192, с 1 января 2018 г.

8. Особую опасность рассматриваемый Проект представляет для населения в связи с тем, что в нем не решены принципиальные вопросы обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности населения, при этом следует принимать во внимание реальную ситуацию в Московской области и Москве в части сбора ТКО в жилищном секторе, которая характеризуется:

  • отсутствием системы раздельного сбора ртутьсодержащих отходов (использованные люминесцентные лампы, градусники). Это приводит к тому, что подавляющая часть выведенной из употребления опасной продукции удаляется в мусорные контейнеры;
  • отсутствием действенной системы сбора отходов бытовой электроники, содержащей особо опасные стойкие загрязнители — тяжелые металлы и стойкие органические загрязнители (СОЗ, включая ПХБ). Акции торговых сетей обеспечивают сбор лишь нескольких процентов отходов бытовой электроники, что не приводит к удалению этого потока отходов из состава ТКО, поступающих на сжигание;
  • наличием выбросов в воздух набора из 46 загрязняющих веществ (ЗВ) класса опасности от 3-го до 1-го в количестве 2618,2 тонн в год,
  • наличием 2-3х кратного превышения концентраций ЗВ в выбросах в атмосферный воздух по сравнению с требуемыми в соответствии с Приказом Минприроды РФ №240 от 24.04.2019 г.
  • наличие превышения концентраций ЗВ по сравнению с Соглашением между Правительством Московской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Альтернативная Генерирующая Компания-1» об обеспечении реализации масштабного инвестиционного проекта по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления - заводов по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов на земельных участках, предоставляемых в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Альтернативная Генерирующая Компания-1» без проведения торгов №118 от 6 июля 2017 года.

9. Применение технологий сжигания для «ликвидации» отходов противоречит основному экологическому принципу обращения с отходами: максимальная связанность обеспечивает максимальную безопасность. При использовании атмосферного сжигания на МСЗ дело обстоит с точностью до-наоборот: твердые отходы превращаются в газообразные с массой, превышающей исходное количество (за счет присоединения кислорода и азота из воздуха) и поступают в атмосферу. К тому же, твердые остатки (шлаки+зола) оказываются, в основном, токсичнее исходного материала. При этом в «продуктах» работы МСЗ появляется как минимум 46 новых опасных веществ, которых не было в исходном материале.

10. Согласно проекту, результатом эксплуатации завода по «термическому обезвреживанию ТКО» мощностью 700 000 т/год будет 260208 т/год − золы и шлака, 4278 т/год отходов вспомогательных производств, более 2 млн. т/год выбросов парниковых газов, значительное количество выбросов загрязняющих веществ 1-4 классов опасности, неизвестное количество отработанных реагентов газоочистки, некоторое количество электроэнергии и использование не менее 80000 м3/год воды и не менее 7 млрд. м3/год атмосферного воздуха.

Материальный баланс МСЗ (годовой)

Потребление ресурсов

Продукция

наименование

количество

наименование

количество

1

сырье: твердые коммунальные отходы (ТКО)

700 000 т

1

шлак и зола

в т.ч. металл, отходы

>260 000 т

24 000 т

2

природный газ или дизельное топливо

В проекте не указано

2

отходы вспомогательных производств

> 4 000 т

3

реагенты газоочистки:

● гашеная известь

● активированный

уголь

В проекте не указано

3

электроэнергия

<500 ГВт-час

4

отработанные реагенты газоочистки

в проекте не указано

4

из окружающей среды:

вода чистая

> 80 000 м3

5

выбросы в атмосферу:

● парниковые газы:

● загрязняющие

вещества 1-4 класса

опасности

>2 000 000 т

(проектом не учтено)

>3 000 т

5

атмосферный воздух

>7 млрд м3

(проектом

не учтено)

В проекте отсутствует материально-сырьевой баланс: «поступающее сырье, затрачиваемые электроэнергия, газ, вода и т.д.- образующиеся шлаки, золы, сточные воды и т.д.»

Проектируемый завод будет создавать высокую нагрузку на окружающую среду, в первую очередь, на атмосферный воздух. Завод не способен обеспечить уменьшение негативного воздействия ТКО на окружающую среду, но гарантированно станет источником негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, что приведет к ухудшению экологической ситуации.

Система очистки газов от диоксинов в проекте отсутствует, а заявленные расчетные данные с учетом используемой технологии сжигания не соответствуют истине. При этом так называемое «правило 2-х секунд» в данном проекте соблюдается при температуре только в 850 С. (ЛИСТ 24 159-17К/ПИР-ООС1.1-ТЧ том 8.1.1.). То есть проектом предполагается, что диоксины не будут формироваться в газах. Это возможно исключительно и только при отсутствии хлорсодержащих агентов в подаваемом на сжигание мусоре, что на практике исключено.

Строительство МСЗ должно быть приостановлено. Проект должен быть переработан, так как содержит недостоверную и заведомо ложную информацию, положенную в основу принимаемых решений.

Проект не соответствует требованиям, прописанным в Соглашении между Правительством Московской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Альтернативная Генерирующая Компания-1» об обеспечении реализации масштабного инвестиционного проекта по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления - заводов по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов на земельных участках, предоставляемых в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Альтернативная Генерирующая Компания-1» без проведения торгов №118 от 06.07.2017г.

Следует признать, что закупаемые и предлагаемые к строительству МСЗ от Hitachi Zosen INOVA являются предприятиями:

  • реализующими технологии мусоросжигания середины прошлого века,
  • реализующими технологии, опасные с точки зрения экологии и вреда для здоровья населения.
  • требующими слишком высоких инвестиционных, капитальных и эксплуатационных затрат, которые в свою очередь лягут на плечи населения неподъемно высокими тарифами.

ГК РФ Статья 1065. «Предупреждение причинения вреда»:

  1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
  2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Основные эксперты

Ангелова Любовь Владимировна, ведущий экоаудитор Национальной экологической аудиторской палаты;

Гордышевский Семен Михайлович, председатель правления Санкт-Петербургский Экологический союз, председатель Комитета по экологической безопасности Санкт-Петербургского Союза промышленников и предпринимателей;

Есина Елена Александровна, кандидат экономических наук, судебный эксперт по экологии, член Национальной палаты судебных экспертов, эксперт по экологическим правам СПЧ, президент НП «ЭМАССерт»;

Залиханов Михаил Чоккаевич, академик РАН, герой Социалистического Труда, член Высшего консультативного комитета ООН по стихийным бедствиям, директор Высокогорного геофизического института; Почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова;

Озерова Екатерина Михайловна, кандидат технический наук, заместитель председателя Совета директоров Санкт-Петербургской Ассоциации рециклинга;

Петраков Дмитрий Павлович, эксперт, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы Минюста РФ, судебный эксперт, член Национальной палаты судебных экспертов, АНО "Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий";

Сосновцев Валерий Витальевич, НИЯУ МИФИ, к.ф.-м.н., доцент

Сухонин Павел Николаевич, эксперт системы сертификации РОСС RU.3781.040.BC0 в области допустимых выбросов, сбросов, предупреждение причинения вреда окружающей среде.

Полная версия