Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Коронавыборус по-московски

Почему Москва завинчивает карантинные гайки, а Санкт-Петербург и в ус не дует.

Угроза-2021

Парламентские выборы 2021 года – давняя головная боль для власти. Благосостояние населения давно стало бедносостоянием, жизнь за пределами одного процветающего и нескольких условно процветающих городов еле теплится. Все это – благодатная почва для так называемой пятой колонны (пока шестая управляет государством, бесконтрольно выкачивая из него ресурсы), которую икрой не корми – дай порасшатывать основы конституционного строя. Сейчас даже основы эти меняют – чтобы методички по расшатыванию пришлось переписывать.

Так что грядущие парламентские выборы, на которых правящая партия постарается спрятаться за заблаговременно подготовленным лейблом ОНФ (единоросом в глубинке России представляться опаснее, чем москвичом, – могут и побить), грозят быть более чем конфликтными. В отличие от дня выборов 2019 года, когда каждый регион выбирал что-то свое, здесь дело пахнет федерально: оппозиция и просто недовольные сойдутся по всей стране в едином возмущении, и партии-спойлеры типа «зашнурованного роста» возглавить это безобразие просто не смогут из-за отсутствия человеческого потенциала. Прирученные и предсказуемые бессильны возглавить и обуздать протест. Покажите народу Бориса Титова и скажите: «Это ваш лидер, борец с режимом», – могут, опять же, и побить. Когда-то бывший весьма опасным Григорий Явлинский не удосужился подготовить молодую смену (выгнал Алексея Навального из партии – поделом, конечно, но недальновидно), от Ксении Собчак тошнит уже даже Ксению Собчак, так что протест обещает быть совершенно внесистемным. И если летом 2019-го протестующих хватали за коснувшийся нацгвардейца пластиковый стаканчик, то летом 2021-го эти люди будут пить как минимум из стеклянных бутылок.

В этом контексте перенос выборов с 2021-го на 2020 год казался естественным решением – оппозиция явно не успеет скоординироваться. Но президент несколько неожиданно отклонил эту идею: похоже, проблемы у «Единой России» еще серьезнее, чем кажется извне, и на их устранение требуется изрядно времени. А может быть, это просто желание собрать еще больше полномочий во время борьбы с уличным протестом?

Москва пишет сценарии

Понятно, что эпицентром любого беспорядка будет Москва – остальные территории из Кремля даже не видны, а сочинские бунтовать не хотят, у них курортный сезон. Стало быть, на московских властях лежит особенная ответственность – они должны быть готовы к любому сценарию развития событий. И нет сомнений, что эти сценарии, равно как и необходимые меры, уже сформулированы и лежат где-то на Тверской, 13: это здание сейчас содержит больше скелетов в сейфах, чем Старая площадь, 4, где также успел поработать столичный градоначальник.

В начале марта 2020 года один из таких документов попал-таки в шаловливые ручки журналистов. Правда, никакого отношения к выборам и протестам он не имеет, но по содержанию удивительным образом совпадает с возможными превентивными и карательными мерами предвыборной борьбы.

Речь идет о «Плане действий по предупреждению завоза и распространения инфекции, вызванной новым коронавирусом 2019-nCoV в г. Москве». Подписан он начальником Управления правового обеспечения в жилищной сфере Департамента городского имущества города Москвы Светланой Спесивцевой – очередной из многочисленных разведенных дам («семейное положение: воспитывает дочь») 40± лет в окружении Сергея Собянина. Крайне непубличная леди, к которой, возможно, имеет смысл присмотреться внимательнее. Уж больно грустная у нее декларация: по итогам 2017 года в собственности лишь 15 квадратных метров машиноместа, даже крохотная квартирка – и та «в пользовании». В 2018-м уже стало поприличнее: откуда-то внезапно материализовались шесть соток, дача, полторы квартиры уже приличных размеров, Toyota RAV4, да и доходы подскочили в три раза. Но это тема для отдельного материала.

Москва готовится к вирусу

Вернемся к документу. Он состоит из нескольких глав.

Первая, «Превентивные меры», делится на: «Усиленные медицинские меры» (включая дистанционное измерение температуры всех прибывших авиапассажиров – зараженным, видимо, лучше прибывать поездом), «Подготовка системы здравоохранения к переходу к режиму ЧС», «Подготовка к информационной кампании» (это у мэрии любимое, не потратить деньги на информирование – себя не уважать), «Сокращение массовых мероприятий» (больше трех пяти тысяч не собираться), «Подготовка к ведению баз данных» (цифровизация!), «Формирование резервов» и, наконец, «Подготовка нормативно­правовой базы о введении режима ЧС».

Вторая, «План мероприятий при выявлении первого пациента с подтвержденной коронавирусной инфекцией, вызванной 2019-nCoV», описывает действия по принудительной изоляции клиента от общества без решения суда. Сюда входят, например, «Выявление контактов заболевшего и членов его семьи на основании геолокации и видеонаблюдения – в течение 12-и часов с момента установления диагноза заболевшего» (не требуйте от собянинских брюнеток умения писать наращения после числительных – они 10 марта умудрились запретить массовые мероприятия с числом участников «более 5000 тысяч» и только через несколько часов убрали слово «тысяч»). А заодно и «полную дезинфекцию квартиры – немедленно». Также должна быть проведена работа с соседями заболевшего по подъезду (изоляция на 14 суток), с коллективом на его работе (то же самое – двухнедельный запрет на выход из квартиры), с одноклассниками детей (внеплановые каникулы по тому же сценарию). В случае объявления общегородского карантина планируется отменить все массовые мероприятия, закрыть большинство организаций, по возможности переведя сотрудников на удаленную работу, перевести медицинских работников на круглосуточные дежурства.

Наконец, третья часть называется «Введение режима чрезвычайной ситуации» и подразумевает «Прекращение работы всех видов общественного транспорта», «Запрет на въезд и выезд из города любым видом транспорта, в том числе личным», «Введение комендантского часа» и так далее.

О мусоре не подумали

Если внимательно присмотреться к этим, бесспорно, разумным мерам, можно увидеть, что они очень сильно напоминают план действий и на случай массовых беспорядков, надо только медицинских сотрудников заменить полицейскими. В самом деле, задержание зачинщиков и выявленных через видеонаблюдение контактеров на длительный срок без санкции суда, создание невыносимых условий для их соседей (пригрели гадину в собственном подъезде), воздействие через детей, обыск («дезинфекция») жилья, запуск пропагандистской машины, ну и любимый всеми опасливыми режимами комендантский час с другими ограничительными мерами на усмотрение властей. Совпадение – практически абсолютное.

То есть сейчас Москва под абсолютно законным предлогом может отработать отдельные действия для подавления возможного сопротивления. В этом смысле коронавирус выглядит настоящим подарком бога оперативных работников, если таковой у них имеется. Ну и, конечно, бог пильщиков в стороне не остался: на закупке сканирующего оборудования и, главное, информационной кампании с разработкой сайтов можно освоить очень серьезные бюджетные деньги.

Уже есть первые административные протоколы на граждан, вынесших из квартиры мусор во время карантина (о них «настучали» видеокамеры). В стремлении дать властям максимальные права референты Спесивцевой забыли о реализации такой естественной потребности, как очистка жилья от отходов, этой процедуры в их подробном плане просто нет. Характерно, что, например, в Липецке, где проблема тоже существует, «никакой охраны у таких подъездов нет: никто не закрывал их на ключ и не опечатывал замки, просто надеемся на совесть таких людей». В Москве на совесть не надеются: противоестественный отбор населения за последнее десятилетие дал для этого немало причин. И московский Депздрав уже грозит нарушителям не протоколом, а лишением свободы на срок до пяти лет. Что, опять же, полностью укладывается в репрессивный характер действий городской власти.

Как правильно бороться с беспорядками

Бороться с коронавирусом нужно. И с массовыми беспорядками тоже нужно. Но если в первом случае почти все меры законны, хоть и бесчеловечны (условия в больницах временного содержания оставляют желать много лучшего, проблема с личным мусором так и не решена), то во втором гораздо лучше было бы искоренить причины возможных беспорядков.

Перестать воровать под видом госзакупок. Перестать отжимать предприятия у бизнесменов. Снизить совокупные налоги (включая маскирующиеся под взносы, сборы, акцизы) до сколько-нибудь разумного уровня. Прекратить развитие Москвы за счет обнищания России. Резко повысить пошлины на вывоз сырья (нефть, лес-кругляк, зерно, руда, необработанный металл) и опустить их практически до нуля на экспорт готовой продукции (бензин, химическая и пищевая продукция, мебель, техника). В общем, работать для обогащения русских, а не китайцев или европейцев.

Но такого плана, кажется, нет ни в одном сейфе – ни на Тверской, 13, ни на Старой, 4, ни даже в подвалах Госдепа.

Полная версия