Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:15
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

В ожидании опричнины: регионы в последний раз посчитали свои бюджеты

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Финансовые итоги 2019 года благоприятны не только для России, но и для большинства ее регионов. Точнее, для их бюджетов, потому что с доходами населения все намного печальнее.

Подведены итоги 2019 года для региональных бюджетов России. В целом картина неплохая: если в 2015-16 годах регионы буквально тонули в долгах и дефиците, сейчас ситуация несколько улучшилась. Сказалась, конечно, экономия на социальных программах, но и улучшился сбор налогов (настолько улучшился, что скоро собирать будет не с кого), сократилась доля государственных расходов – в общем, определенное оздоровление налицо. В общей сложности профицит бюджета регионов составил 15,5 млрд рублей – существенно меньше, чем в волшебном 2018 году, но все-таки профицит. Пусть и немного иллюзорный, ибо обеспечен он в том числе крупными поступлениями из федерального бюджета – 368 млрд рублей. С другой стороны, кто формирует госбюджет, как не страна, состоящая из 85 (по оценкам зарубежных исследователей – 83) регионов?

В самом большом плюсе оказались сырьевые регионы – Красноярский край (привет северным месторождениям), Ямало-Ненецкий автономный округ и Краснодарский край с его крупным зерновым экспортом (да, там тоже сырье – здоровые хлеборобы продают хотя бы муку или вообще готовую продукцию). На троих они сохранили более 90 млрд рублей.

А вот главными расточителями традиционно оказались Московская область и Москва – минус 121,6 млрд рублей на двоих. Занятно, что при таком огромном минусе они не стесняются тратить огромные суммы на рекламу своей деятельности. Причем не всегда эта реклама носит добросовестный характер.

Так, на прекрасной странице московского бюджета утверждается, что четыре года подряд в столице наблюдался профицит – превышение доходов над расходами. Занятно, что нарисованные там внушительные 61,5 млрд руб. профицита в 2018 году противоречат словам самого мэра: «К сожалению, бюджет Москвы и в 2018 году, и в следующие годы будет дефицитным. А бюджетная обеспеченность города, если все корректно подсчитать, является не такой уж и большой».

Умение «корректно подсчитать» – великая вещь. Есть несколько источников информации о московском бюджете, и все они друг другу противоречат. Например, об источниках погашения дефицита: деньги же сами из воздуха не прилетят (хотя в Москве возможно и это). Сведения об источниках погашения, опять же, расходятся: красивый график на сайте мэрии говорит одно, финансовые отчеты – совсем другое. Известно, что в бюджет заложены займы в сумме до 40 млрд руб. в год, но в то же время чиновники утверждают, что в 2019 году хватило и собственных средств, лежащих на счетах московского правительства.

А если еще копнуть, то видно, что в прошлом, 2018 году Москва стала одним из крупнейших получателей федеральных дотаций, то есть денег, фактически собранных другими регионами. 21,3 млрд руб. пошли как раз на выравнивание бюджетной обеспеченности, то есть на имитацию профицита. Конечно, до Дагестана, Якутии и Чечни столице далеко, но называть ее регионом-донором тоже не вполне правомерно. В 2019 году такой дотации не было, но помощь в виде оплаты столичных функций (самих по себе прибавляющих дохода городу) и других субсидий присутствует.

В общей сложности лишь 32 региона не смогли свести концы с концами, остальные в нуле или в плюсе. Это позитивный факт, но одновременно 33 региона получили дотации больше, чем годом ранее. И если с пострадавшим от стихии Забайкальем это естественно, то щедрость по отношению к категорически не умеющим зарабатывать Дагестану и Саратовской области вызывает определенное раздражение у регионов-доноров.

Понятно, что все это очень условно, ведь Россия вообще не является федерацией в строгом смысле этого слова, ибо права субъектов здесь сведены к нулю. Занятно, кстати, что одним из последних заметных «сепаратистов» был как раз нынешний мэр Москвы Сергей Собянин, добавившийся для двух автономных кругов Тюменской области ранга субъектов верхнего порядка, то есть не входивших в другие субъекты. Но с назначением Сергея Семеновича на серьезные федеральные посты фронда чиновника как-то поугасла.

Судя по всему, в ближайшее время вся ситуация с российскими регионами изменится. Уже известные изменения в Конституцию предполагают введение в России так называемой опричнины – выделений территорий федерального подчинения по образцу знаменитой реформы Иоанна IV (хотя для соблюдения приличий ссылаются на «страны англосаксонского права»). Можно предположить, что отторжение территорий от регионов и даже, возможно, упразднение каких-то арктических субъектов Федерации сильно скажется на финансовой статистике: доходы областей и краев должны снизиться.

Москвы это сокращение, разумеется, не коснется. Она продолжит хорошеть до последнего москвича.

Жителям Харпа сделают теплый подарок на Новый год
Реклама