Бывший вице-мэр Москвы, заведующий строительным комплексом Марат Хуснуллин объявил о необходимости проведения всероссийской реновации.
Новая перестройка
Будучи человеком, бесспорно, умным, Марат Шакирзянович не может не понимать, что никакого смысла в этом нет. Что в десятках областей люди до сих пор живут в бараках, что коммуналки вновь становятся актуальны из-за невозможности разъехаться разным поколениям, что денег на жилье у трех четвертей граждан страны нет и не предвидится.
Реновация по-хуснуллински предполагает выселение людей в некие заблаговременно построенные дома, снос их прежнего жилья и возведение на его месте кварталов для новой волны переселенцев. Понятно, что удовольствие это весьма дорогое, и министр финансов Антон Силуанов денег вице-премьеру Марату Хуснуллину на подобные проказы не даст.
Дело в том, что коммерческий смысл от реновации есть только тогда, когда существуют покупатели на дополнительные квадратные метры. Не зря московская мэрия старательно врала жителям (будем называть вещи своими именами, обоснование см. в статье «Реновация показала звериный оскал») о том, сколько дополнительных квадратных метров планируется построить: согласно первым показаниям было 10%, согласно конкретным градостроительным планам – до 300%, разница впечатляет. Потому что на это жильё есть спрос, спонсор спроса – бедность и бесперспективность 80 регионов страны. Энергичные, способные хоть чего-то добиться люди стремятся уехать из этих регионов если не за границу, то хотя бы в Москву или Санкт-Петербург. Есть Екатеринбург, есть Казань, Новосибирск, но тут список пригодных для реновации городов, пожалуй, что и заканчивается. Плюс проект перестройки Сергиева Посада, но его будут курировать люди иной культуры, нежели Марат Шакирзянович.
Одноэтажная Россия
Подлинно государственная политика выглядит следующим образом.
Резкое ограничение, вплоть до запрета экспорта леса-кругляка. Хотя бы пиломатериалы, а лучше – готовые изделия (включая «конструкторы» деревянных домов).
Подготовка площадок для массового строительства деревянных домов в России вокруг нынешних городов – вместо новых спальных районов. Подводка к ним коммуникаций в некоммерческом порядке – расходы монополистов отобьются впоследствии платой за коммунальные услуги.
Себестоимость строительства двухэтажного деревянного дома эконом-класса на 100 кв. м – не более 1,5 млн руб. под ключ, в некоторых регионах немногим более миллиона. Тем более что ограничение экспорта снизит цены на древесину внутри страны. То есть это самое настоящее доступное жилье.
Земли у нас хватит. 10 миллионов домов с участками по 6 соток – это 35-45 миллионов человек, занимающих площадь всего в 600 тысяч гектаров, то есть 6 тыс. кв. км. Для сравнения, площадь России – 17 млн кв. км. Это, конечно, не призыв массово строить деревянные коттеджи на Колыме, но в целом вопрос экономии земли не стоит.
Введение в антиутопию
Понятно, что такие поселки занимают бо́льшую площадь, чем спальные кварталы, а значит и расстояние от них до рабочих мест будет бо́льшим. И это уже вопрос к проектировщикам дорожных сеток: тут, опять же, не надо скупиться на отвод земли. Ведь ведущие в современные новостройки полутораполосные дороги – это покушение на убийство в составе группы лиц по предварительному сговору, ибо в большинство строящихся под реновацию комплексов пожарная машина просто не подъедет – простите, людям надо как-то ставить машины вокруг «дворов без машин».
И это далеко не единственная угроза жизни от тридцатиэтажных человейников.
Недавно вылезший из китайского города Ухань коронавирус не станет серьезным ударом по цивилизации, как не стали им атипичная пневмония, свиной и птичий гриппы, Эбола. Настоящие современные убийцы неторопливы – вирус СПИДа, микобактерии туберкулеза, неведомой природы раковые клетки. Но когда, рано или поздно, появится мутация-киллер, легко передающаяся воздушно-капельным путем, большие города, куда она попадет, – будь то Ухань, Казань или даже, страшно сказать, Москва станут большими коммунальными кладбищами. В условиях противоестественной скученности с общими водопроводом, канализацией, вентиляцией выжить будет исключительно сложно.
* * *
Конечно, в масштабах всей России ничего у Хуснуллина не получится, да он к этому и не стремится. Вице-премьер просто хочет заблаговременно монополизировать строительную сферу под конкретные проекты в нескольких более-менее успешных городах – и, несомненно, добьется этого. Жителям Тамбова, Орска и Магнитогорска беспокоиться не о чем: ни они, ни их жилье татарстанскому стройкомплексу не интересны.
И все-таки страшно. Человек, запустивший механизм уничтожения Москвы, получил куда более широкие полномочия. Это не талантливый комик Мутко, которого Хуснуллин сменил в правительстве, это реально деятельный профессионал, неформальный лидер второй по численности нации России. Как говорила Лидия Чуковская об Агнии Барто, «это человек способный. К сожалению, на всё».