Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Пираты подмосковных песков: как под носом у властей процветают нелегальные карьеры

Нарушителей природоохранного законодательства задерживают. Но не тех, кого следовало бы, и не за то, за что следовало бы.

Штрафы не пугают

Нелегальные карьеры в Московской области – одна из самых главных причин для головной боли у местных жителей и экологов. То тут, то там идет добыча песка, который является полезным ископаемым наравне с углем или рудой. Его воровство должно приравниваться к воровству у государства, однако на практике все ограничивается штрафами, которые в разы меньше, чем нанесенный ущерб.

И дело не только в потерях в денежном исчислении, но и во вреде для экологии. В некоторых карьерах на месте вывезенного песка начинают даже устраивать мусорные свалки, куда свозят как бытовые, так и строительные отходы. Вырубаются сотни гектаров леса, однако руководство региона старательно закрывает на это глаза.

Министерство экологии и природопользования Подмосковья даже как бы борется с нарушителями на основании многочисленных обращений от местных жителей. Например, только в 2015 году было закрыто 40 нелегальных карьеров, чиновники насчитали ущерб в 2,5 миллиарда рублей. При этом сумма штрафов едва превысила 20 миллионов рублей. Причина в том, что дела возбуждались по статье «незаконное предпринимательство», а судить нужно за кражу.

Неудивительно, что символические взыскания по таким административным делам не отпугивают находчивых бизнесменов. Незаконные карьеры роют под самыми разными предлогами. По документам это делается, например, для разведения рыб или для создания пожарного пруда. Однако карьеры вырывают такой глубины, что там можно разводить не карасей, а как минимум дельфинов, причем даже зоошиза не придерется к простору для их содержания.

В последнее время спрашивать с «генералов песчаных карьеров» стали немного строже. Самый свежий пример – 13 ноября 2019 года стало известно, что в Павловском Посаде пресечена незаконная добыча песка, причем велась она на землях сельскохозяйственного назначения. Организатору придется заплатить штраф в размере семи миллионов рублей – на глаз это примерно недельная его выручка. Инспекторы экологического надзора провели рейд между деревнями Быково и Дмитрово и обнаружили карьер глубиной три метра на площади в один гектар. Всю технику, замеченную на месте, задержали.

Однако в новостной хронике такие сообщения скорее редкость. И не потому, что карьеров стало меньше, а потому что тотальная борьба с ними невыгодна руководству региона, которое на различных уровнях покрывает их деятельность. Такой криминальный бизнес процветает не только в Подмосковье. Незаконная добыча песка, увы, обычное дело в Карелии и Мордовии, других уголках нашей необъятной страны.

В такой ситуации большое значение имеет работа общественных организаций, активистов. Жителям Солнечногорского района хорошо знакома Светлана Долгова, которая вот уже несколько лет борется с нелегальными карьерами и их организаторами. Для нее эта деятельность даже обернулась уголовным делом, арестом в сентябре 2017 года и 14 месяцами в СИЗО. По данным следствия, активистка требовала 2,5 миллиона рублей у предпринимателей, которые вели добычу песка близ деревни Обухово. Сама Светлана все обвинения отрицала, называя их ложными. И ей можно верить: условный срок в России по подобным делам фактически означает оправдание.

Мусор вместо рыбы

Долгова продолжает борьбу с «генералами песчаных карьеров», подробно рассказывая о своей деятельности в социальных сетях, несмотря на угрозы, поступающие в ее адрес. Именно благодаря Долговой и журналистам телеканала «Россия 1» широкой огласке была предана история карьера вблизи деревни Заовражье. Первый репортаж о нем вышел в октябре 2015 года. Однако закрывать его никто не собирался, за кадром ситуация не менялась. Местных жителей продолжали уверять, что по окончании работ карьер будет затоплен и получится пруд – отличное место для отдыха. Бдительность общественности была усыплена, но уже к апрелю 2017 года отсыпного грунта скопилось столько, что он сошел в виде селя на единственную дорогу, соединяющую Заовражье с другими населенными пунктами. По счастливой случайности никто не пострадал.

Но и после этого разработка здесь не прекратилась. А общественникам удалось обратить внимание на злополучный карьер в ноябре 2018 года. Выяснилось, что обещанного рыбного хозяйства там так и не открыли, зато вместо него стали сваливать отходы 4-го класса опасности. И только тогда удалось приостановить работу карьера, однако информация о том, кто и какую понес ответственность за противоправные действия, осталось за кадром.

Сейчас у Светланы Долговой идет борьба сразу по нескольким объектам. Недавно она сообщила в соцсетях, что остановлена добыча песка в карьере около деревни Обухово Солнечногорского района. По ее словам, ведется работа по привлечению нарушителей к уголовной ответственности с возмещением нанесенного вреда и по полной рекультивации земель сельхозназначения, на которых и велась нелегальная разработка.

В этом случае опасность угрожала не только экологии, но и местным жителям – карьер начинался чуть ли не за оградой их участков. В некоторых местах склоны даже начали обваливаться, а вода с участков – уходить в глубины котлована. Что уж говорить про постоянный шум – работы велись постоянно. Предприниматели вывозили песок и продавали его на ближайших стройках.

Заказчики известны

Кстати, на каких именно, нам не рассказывают. Но ведь если есть опасное подпольное производство, значит есть и покупатели. Крупнейшим застройщиком Московской области является компания «Самолет девелопмент», намертво связанная с родным братом губернатора. С другими девелоперами правительство области и, в частности, Минэкологии тоже на короткой ноге. Понятно, что «контрафактный» песок намного, раза в два, дешевле добытого по всем правилам – нет налогов, проверок, соблюдения природоохранных законов.

Спрос рождает предложение. Если бы строители не хотели задешево покупать добытый бандитами песок, никаких незаконных карьеров в области бы не было. И не надо делать вид, что «мы не знали, откуда товар» – в этой сфере все всё прекрасно знают.

«Зицпредседателей», якобы организовавших добычу песка, безусловно, поругают, а может быть даже посадят. Но расследовать надо в первую очередь участие строителей – заказчиков и кукловодов этих «рыбоохранных хозяйств». Главная ответственность лежит именно на них.

Полная версия