9 октября исполнилось бы 60 лет Борису Немцову – вице-премьеру, губернатору, оппозиционеру. Одному из самых ярких людей в странной российской политике.
Есть такие люди – знаковые для целого поколения. Борис Немцов, безусловно, принадлежит к их числу. Отношение к его сложной жизни и загадочной смерти – отличный маркер политических взглядов того или иного человека. Одни считают Немцова ярким символом проклятых девяностых, другие – несбывшейся надеждой двухтысячных. Одни – вором и коррупционером, другие – идеологом и идеалистом.
Так или иначе, это был крупный государственный деятель России, 60-летие со дня рождения которого – значимая, хотя и не слишком заметная в СМИ дата. INFOX.ru поговорил с человеком, который знал Бориса Ефимовича лучше многих и совсем с иной стороны – с его единокровным братом. Сам Юрий, несмотря на вполне определенные взгляды, политикой никогда не занимался – его больше привлекали бизнес-проекты. Но понятно, что отблеск известности брата ложился и на него – иногда, быть может, и вопреки желанию этого совершенно не публичного человека.
Ответы Юрия Немцова на вопросы корреспондента сложились в небольшой монолог.
* * *
У нас с Борисом девять лет разницы. Наш отец ушел от его матери и женился на моей. То есть Борис рос в Горьком, а я в Москве.
Тем не менее он весьма сильно на меня повлиял – именно благодаря мировоззрению Бориса я стал антикоммунистом еще в школе. Так и окончил ее не комсомольцем, единственным из моего и многих других выпусков. Кстати, именно из-за своих взглядов я впервые попал на погранзаставу в армии уже после целого года службы в пограничных войсках.
Когда я занялся бизнесом, был велик соблазн воспользоваться связями брата, тогда уже работавшего в правительстве. В результате он меня вызвал в кабинет Белого дома и спросил: «Ходил к такому-то? Еще раз пойдешь и сошлешься на меня без согласования, дам тебе по ... (нецензурное название лица)». А так как согласования он почти никогда не давал, его связи мне много пользы не принесли. Другое дело – фамилия. Она в то время реально помогала.
Вообще, не могу сказать, что мы много общались: он все время был занят. Мы оба любили спорт, но интересы у нас разные: я предпочитаю командные виды спорта, а он – индивидуальные. Пробовал каждый из нас в свой спорт другого затащить, но безуспешно. В этом, кстати, наше отличие и в жизни: он все-таки больше индивидуалист, а я – человек команды.
Есть распространенная точка зрения о том, что Борис мог стать преемником Ельцина на президентском посту. Это неправда, Борю бы никогда не назначили преемником. В Москве его сначала воспринимали как популиста с периферии, а когда он приехал в Москву, не дал украсть «Газпром», потом «Связьинвест», потом еще несколько значимых госкомпаний, они поняли, что он и вправду такой, каким о себе заявляет. Такой преемник той бригаде был совершенно не нужен. Он был обречен из-за своей честности и принципиальности, потому и оказался в оппозиции.
Боря при его опыте мог легко получить теплую должность при нынешней власти, как это сделали некоторые его соратники по Союзу правых сил. Но он не такой. Деньгам и должностям он предпочел улицы и автозаки. Такой у него был характер.
Помнишь, какая после гибели Бориса началась кампания по дискредитации его имени на ТВ? С каким упорством некоторые личности искали «свечной заводик», который должен стать предметом дележа? Сначала называлась сумма в миллиард долларов, потом доллары превратились в рубли, потом и полумиллиарда рублей не нашли. Это учитывая тот факт, что в последние 11 лет Борис не занимал никакой госдолжности, а два года работал председателем совета директоров одного из российских банков. Многим, наверно, было очень тяжело понять, как можно, имея такие возможности, быть таким бедным.
Тема воровства – очень больная для России. Бывает, объясняешь, что есть люди, которые не воруют принципиально, чувствуешь – не верят.
После гибели Немцова оппозиция, конечно, ощутила какой-то вакуум. Меня спрашивают, кто мог бы занять его место, так сказать, поднять знамя. Мне нравится Потапенко. Преемником Бориса я бы его не назвал, но он близок мне, потому что он бизнесмен, как и я. Настоящим преемником я бы назвал Яшина и Кара-Мурзу-младшего. Они самые близкие по духу к Борису люди. Еще мне нравится Навальный – очень смелый человек, как и Боря.
И, говоря о наследниках Бориса, нельзя не назвать его дочь Жанну, работающую сейчас на Deutsche Welle. Она учредила Фонд Немцова, на котором ежегодно вручается премия за вклад в политическую деятельность страны. Фонд также проводит летнюю сессию-тренинг для молодых российских журналистов и ежегодный форум, который традиционно проходит в его день рождения. Кто-то считает это работой на развал России, кто-то, как и я, – на ее спасение и возрождение.
* * *
Политика в России – опасное дело. Борис Немцов сознавал эту опасность и шел ей навстречу. Мы не беремся судить его деятельность сейчас, это позже сделают историки, но немного жаль, что в нашей политике практически не осталось столь же ярких и колоритных персонажей. И друзья, и враги согласятся, что с Немцовым было интереснее, чем стало без него.