Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Экономика-2024: как правильно читать прогнозы правительства

Очередная попытка Минэкономразвития заглянуть в не зависящее от него будущее получилась весьма интересной

Удивительно все-таки устроены СМИ! Вот вышел очередной прогноз социально-экономического развития России от Минэкономразвития, простите за тавтологию. И почему-то все набросились на его малозначительный раздел, связанный с демографией, к которой МЭР, конечно, имеет отношение, но весьма опосредованное. Скажем, у Орешкина, самого разговорчивого министра в истории государства российского, есть дочь, а учитывая его собственный почти детский возраст (37 лет), на одном ребенке Максим Станиславович, скорее всего, не остановится.

Тем более что вверенное ему ведомство обещает в 2023 году восстановить естественный прирост населения в России. После 1991 года у нас с этим творится практически полный ужас: постоянные минусы вплоть до «предвоенного» 2013 года, когда наконец число родившихся впервые превысило число умерших. Материнский капитал плюс относительная стабильность сделали свое дело, но «Буки» Донбасса и режим санкций быстро вернули все на круги своя.

Больше россиян, меньше русских

Странные дела происходят в России. Даже когда опросы ВЦИОМа, РОМИРа и «Левады» фиксировали рекордные уровни поддержки населением власти, это самое население усиленно использовало средства контрацепции, чтобы по возможности не оставить потомства в возлюбленной России. Если в 2015 году по инерции люди еще рожали (тут надо учитывать, конечно, еще девятимесячный лаг между инициацией этого процесса и его попаданием в статистику) почти столько же, сколько годом раньше, то в 2016-м, после первых гнилых помидоров по 300 рублей за килограмм, снизили рождаемость на 2,7%. А в 2017-м, распробовав новые реалии сполна, – уже на 10,7%. В следующем году, на фоне относительной стабильности, – 5,0%. Динамика текущего года приближается к 8%. Более того, в 2018 году выросла смертность – лишь во второй раз в десятых (первый был в 2014-м, когда в статистику включили Крым с его двумя миллионами населения).

Так что не зря о демографии пишет именно Минэкономразвития: не видеть связь между социально-экономической политикой государства и рождаемостью решительно невозможно.

Да и что такое экономические показатели, если нация, и в первую очередь ее титульная часть, вымирает десятками, а когда и сотнями тысяч в год? К 2060 году русские впервые с момента формирования их первого государства будут составлять менее 50% населения этого самого государства.

Предпосылкой для обещанного всплеска рождаемости может стать лишь выдача материнского капитала не только на второго, но и на каждого последующего ребенка – но эта мера еще более ускорит «татаризацию» и «чеченизацию» российского общества.

Больше строительства, меньше аренды

Интересно посмотреть на предположения Минэкономразвития о том, как будет в ближайшие годы меняться вклад тех или иных отраслей в ВВП. Эмпирически мы хорошо знаем, что примерно никак, ибо никаких структурных реформ не производится, а великие стройки нацпроектов уже опоздали начаться. Но посмотреть, что об этом думают в высоких кабинетах, интересно – разумеется, когда разговор идет на языке цифр, а не слов.

Итак, доля добычи полезных ископаемых уменьшится к 2024 году с нынешних 11,7% до 11,0%. Выглядит смешно, поскольку пока эта доля только растет (в 2018 году было 11,5%), однако МЭР заложило в прогноз существенное снижение цены на нефть марки Urals, что и должно уменьшить доходы сырьевиков.

Свято место займут обрабатывающие производства, которые поднимутся с 12,5% до 13,1%. Сильно увеличится доля строительства – с 5,5% до 6,2%. Это, во-первых, упомянутые грандиозные стройки, во-вторых, реновация, не к ночи будь помянута, а в-третьих, тот грустный факт, что инвестировать россиянам решительно не во что, кроме квартир: ваши личные банковские счета с 2020 года фактически станут собственностью Федеральной налоговой службы, о чем мы в ближайшее время расскажем подробнее.

Но забавно, что при строительном буме очень сильно должна уменьшиться доля «деятельности по операциям с недвижимым имуществом» – с 8,1% до 6,9%. Уж не ждет ли МЭР падения ставок на аренду?

Ожидается относительно серьезный рост вклада в ВВП со стороны образования и здравоохранения: с 2,9% до 3,2% и с 3,0% до 3,4%. Судя по всему, доля платных услуг в этих сферах продолжит расти.

Остальные изменения незначительны – в целом структура нашей экономики мало изменится, да и срок слишком маленький для серьезных преобразований.

Встреча дядьки с бузиной

В экономике, повторимся, множество взаимосвязей. Разговор сначала о демографии, а потом о перераспределении отраслевых долей в ВВП может показаться «бузиной и дядькой», но только на первый взгляд. Ибо, как мы видим, при демографическом кризисе у нас сильнее всего обещает вырасти строительная сфера. Та, которая требует большого количества низкоквалифицированной рабочей силы, и мы хорошо знаем, из каких стран эта сила приезжает.

МЭР ничего не скрывает: «Поддержку рынку труда в 2019-2022 годах окажет проведение активных мер миграционной политики и, как следствие, приток иностранных работников требуемой квалификации». Требуемой – это примерно никакой, новых Рюриков и Ангальт-Цербстских принцесс привлекать не планируется, Эйлеров и Бернулли тоже. Благодаря этому, а также стыдливо упомянутой «передвижке возрастной границы выхода на пенсию» численность работоспособного населения вырастет за шесть лет на 600 тысяч человек – впрочем, это менее 1% от общей массы. При этом нам обещают снижение уровня безработицы с 4,8% до 4,5%, а заработная плата будет расти «двухпроцентными темпами», то есть примерно в 2 раза уступая темпам инфляции; некоторое ускорение назначено на 2023-24 годы…

… До наступления которых этот прогноз будет изменен не менее шести раз – коррективы вносятся минимум два раза в год.

Фактор 2024

Обратите внимание, что за пределы 2024 года у нас вообще сейчас никто ничего не планирует, ибо подковерная возня с определением победителя мартовских президентских выборов только началась.

И Максим Орешкин, безусловно, один из главных ее участников – едва ли активный в силу нежного возраста, но при условии правильного поведения он может стать одним из главных бенефициаров новой перетасовки колоды: иногда и пассивность возвышает. Скажем, к своему судьбоносному назначению генеральным секретарем ЦК КПСС сам Михаил Горбачев практически не приложил руки – его персона стала результатом компромисса между аксакалами (Гришин, Романов, Громыко). Да и Дмитрий Медведев фактически был назначен президентом в результате борьбы двух группировок (очень грубо говоря, сырьевиков и силовиков) за влияние на Владимира Путина.

Поэтому документы Минэкономразвития сейчас читать особенно интересно. Как знать, не станет ли подписывающий их сейчас министр новым президентом или хотя бы премьером?

Полная версия