Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Почему в России больше нет статистики и при чем тут предпенсионеры

Слово – грозная сила, цифра – весомый аргумент, ну а цифра, подкрепленная словом, – настоящее оружие массового искажения.

Не хотят или не могут?

Свежая статистика по трудоустройству граждан предпенсионного возраста шокировала: из 10,1 млн человек трудоустроены только 4,0 млн. Это беспрецедентно низкая цифра; более того, она опровергает данные того же Росстата об уровне безработицы в России – 4,7%, т.е. 3,5 млн безработных. Правда, противоречие объясняется просто: по методике Международной организации труда безработными считаются граждане, желающие получить работу и готовые к ней приступить. Чрезвычайно удобный показатель, позволяющий манипулировать цифрами в угоду нуждам текущего момента: как определить, хочет Николай Павлович работать или уже махнул рукой, завершил карьеру?

И все же 4 миллиона из 10 – это очень мало. И причины такого положения вещей очевидны: закон о запрете увольнения предпенсионеров бизнес предсказуемо воспринял как настоятельную рекомендацию этих самых предпенсионеров ни в коем случае не нанимать. Трудно придумать лучшую иллюстрацию к понятию «медвежья услуга»!

Более того, сейчас даже подработку этим людям стало опасно давать. Ведь выплаты несколько месяцев подряд через суд вполне можно приравнять к трудоустройству, и прощай кадровая свобода!

Таким образом, даже возможность получения «серой» зарплаты у новой категории населения потихоньку атрофируется. То есть забота правительства об этих людях оставила их без дохода.

Сами виноваты

Разумеется, такую новость не могли не прокомментировать различные эксперты, профессиональные работники языком. Среди них выделяется некто Никита Кричевский. Он известен управляемой резкостью высказываний и отсутствием склонности кусать кормящую руку, поэтому его риторика особенно интересна как элемент полуофициальной пропаганды. И Кричевский не подкачал: предпенсионеры были вовлечены в «коррупционные схемы», не умеют работать иначе как с 9 до 18, менять сферу деятельности «абсолютно не способны». То есть сами во всем виноваты. Одним махом оскорбил 10 млн человек.

Все это, конечно, дикая ерунда; более того, сам Кричевский, несомненно, в скором для него предпенсионном возрасте будет живым опровержением своих слов (хотя насчёт коррупционных схем зарекаться не рискнем). Но вброшенные «аргументы» уже начинают повторяться на форумах и в социальных сетях; мудрость экономиста републиковал карманный телеканал губернатора Подмосковья – региона, где проблема занятости весьма остра. Обществу дают понять, что виноват не идиотский закон и не рост пенсионного возраста, а сами наши никудышные люди. Не та страна досталась власти.

Между тем единственным возможным решением проблемы была бы полная отмена особого положения предпенсионеров на рынке труда, причем с публичным объяснением его ошибочности – иначе бизнес не поверит власти и не изменит своего отношения к пожилым работникам.

Неуловимая безработица

Вообще, проблема недостаточной занятости в России недооценена. Официальная статистика туманна: известно, что в общей сложности у нас работают 59,1% граждан старше 15 лет. Сам по себе этот низкий показатель не должен удивлять: в принятую Росстатом выборку, как видим, входят и школьники, и студенты, и пенсионеры.

Другие цифры – около миллиона зарегистрированных в официальных службах занятости и 3,5 млн желающих найти работу. Одновременно нам сообщили о примерной оценке теневой экономики – 12% ВВП, что соответствует примерно 10 млн занятых. А тут еще 6 миллионов неработающих предпенсионеров. Все эти данные очень плохо рифмуются друг с другом, но несоответствие цифр как раз и подводит к правильному выводу.

Цифра как оружие

В преддверии операции «Преемник» в России началась полномасштабная война статистик. Центробанк, Минфин, Минэкономразвития, Минтруда оперируют каждый своими цифрами плюс стараются использовать в своих интересах Росстат. Над этой схваткой парит Алексей Кудрин со своей Счетной палатой и добавляет хаоса; добавим к этому закрытые отчеты ФСБ и получим эпическую битву цифр, несколько слабо пересекающихся картин мира, нацеленных уже не на народ, как раньше (приукрашивание действительности, характерное для первой половины десятых), а почти исключительно на президента. В каком-то смысле прав еще один профессиональный говорун Михаил Хазин, который говорит: «Президент понимает, что правительство ему врет, но поймать на вранье – значит менять кабинет, а других министров у него нет».

И данные о вопиющей безработице среди предпенсионеров тоже появились не просто так: очевидно, что это атака на тот блок правительства, который разрабатывал систему защиты пожилых работников и, прямо скажем, облажался при этом.

Сюда же укладывается неожиданно заинтересовавшая премьер-министра идея четырехдневной рабочей недели. Не надо обладать аналитическими сверхспособностями, чтобы понимать: она делает пенсионную реформу по сути ненужной, мы вбросили на рынок несколько миллионов работников, а занять нам их нечем.

Пауки в правительственной банке пытаются подставить друг друга, обесценить достижения и подчеркнуть ошибки. Нежно любимая президентом система сдержек и противовесов работает только для поддержания стабильности, когда же нужно начать какое-то движение, мы видим вечную историю про лебедя, рака и щуку, затеявших сыграть квартет.

И работы у предпенсионеров от всей этой статистики не прибавится.

Полная версия