При чем тут губернатор? Приключения и наказание Евгения Жиркова
Этого человека называли непотопляемым, и даже теперь, на третьем месяце его ареста, его шанс выскользнуть из рук правосудия весьма высок.
12 августа 2019 года Басманный районный суд Москвы рассматривал предложение о продлении срока пребывания под стражей самому одиозному из руководителей подмосковных районов Евгению Жиркову. Рассматривал не просто суд, а гроза и ужас правозащитников, «судья по особым поручениям» Артур Карпов. Причина появления термина «Басманное правосудие» – это господин Карпов. Нелепые дела Улюкаева и Белых – это господин Карпов. Очередной арест Надежды Савченко – тоже он. «Болотные дела» – разумеется, Карпов.
Глухое место
И вот теперь Жирков, уже отставленный глава Пушкинского района московской области, а еще ранее отставленный мэр города Балашиха. Какие у него были шансы в суде против Артура Карпова? Да такие же, как за шахматной доской против Анатолия Карпова. Правосудие неумолимо: следующие три месяца Евгений Жирков, которого некоторые граждане неформально кличут «Четвертак», проведет в СИЗО. Получение взятки и превышение полномочий.
Странно все это. В октябре 2018-го назначен заместителем, в феврале 2019-го «избран» главой района, в июне уже арестован. Обычно в первые месяцы назначенцы осматриваются и готовят почву для будущего кормления, а тут вот так сразу. Что характерно, Жирков возглавил многострадальный район после задержания и ареста своего предшественника Сергея Грибинюченко.
Но нет – обвинение основано на событиях 2015 года, когда мэр Балашихи Жирков «получил от застройщика нежилые помещения общей площадью более 1 тысячи квадратных метров в строящемся многоквартирном доме за неоднократный перенос сроков сдачи его в эксплуатацию и общее покровительство». Застройщик при этом не называется. Интересно, что и Грибинюченко был задержан за прошлые грехи – в бытность мэром Дзержинского он якобы получил взятку в размере 20 тысяч долларов. Назначение в Пушкинский район (с 6 мая – Пушкинский городской округ), кажется, становится черной меткой. Неудивительно, что первый врио Андрей Платонов подал в отставку через неделю нахождения «у власти». Интересно, где наследил нынешний врио Алексей Тимошин. Сам он при назначении подчеркнул, что с проблемами округа фактически не знаком…
Впрочем, жителям здесь нет дела до власти. Пушкинский район – это самое настоящее болото по сравнению даже с самым чахлым уголком Москвы, исправно выбирающим в депутаты собянинскую фауну. Если бы в Пушкинском районе Подмосковья было не то что гражданское общество, но хотя бы мыслящие активные люди, назначение Жиркова не прошло бы так тихо и гладко – слишком уж скандальный шлейф тянется за ним.
Сейчас по дворам ходят кандидаты в депутаты, надеющиеся отобраться в новый Совет депутатов Пушкинского городского округа, но хоть кто-нибудь из них подал голос против назначения господина Жиркова? Если не участвовали в голосовании, то просто через СМИ? Увы…
Славный путь
Евгению Ивановичу 59 лет – если бы не проведенная его любимой партией пенсионная реформа, следующим летом он мог уже отправиться на заслуженный отдых. Уроженец Рязанской области, из обычной русской рабочей семьи, он сумел сделать неплохую карьеру в «Мособлстрое»; стал начальником СМУ-7 города Железнодорожного, параллельно числился профсоюзным активистом.
В 1991 году Жирков, используя советские активы, основал строительную компанию «Скопа», существующую и по сей день. Бизнесом мужчина занимался очень активно, а когда удалось устроиться на муниципальную службу (мэром почти родного Железнодорожного он стал в 2003 году), разглядел предпринимательский дар в жене и сыне. «Известия» приводят анекдотичную ситуацию, когда на закрытом аукционе за здание в центре Железнодорожного боролись фирмы жены и сына Евгения Жиркова. Победила жена, предложившая… 480 рублей за квадратный метр.
В 2011 году «Новая газета» опубликовала расследование о деятельности семьи Жиркова, он подал в Басманный суд, но судья поддержал «Новую». Одного этого должно было хватить для отставки, но тогда в области делили власть (Громов – Шойгу – Воробьев), и до энергичного мэра, видимо, просто не доходили руки.
При Жиркове, сообщают те же «Известия», а также «Яблоко», в Железнодорожном была проведена красивая комбинация – проведен ремонт в роддоме, после чего роддом снесли, а освободившееся место застроили жилыми домами. Разумеется, компании «Скопа».
Кроме того, в период работы нашего героя в Железнодорожном всплыло весьма интересное видео, где авторитетный предприниматель Анатолий Петров с людьми, сильно похожими на Евгения Жиркова и городского депутата Александра Иванова, делят наличные деньги и говорят об откатах.
Увы, ФСБ ничего не нашло, Иванов покончил с собой, а Жирков пошел на повышение – стал главой объединенной с Железнодорожным Балашихи. Крупнейшего города Подмосковья. Там, правда, и погорел, но только когда дело дошло до президента – зловонная свалка в Кучино нимало не мешала жить мэру, но ее все-таки пришлось закрыть. По эмоциям Владимира Путина во время прямой линии казалось, что свалку закроют вместе с мэром, но до его ареста оставались два долгих года, часть из которых он проведет в Пушкино.
Читайте также
Всё это означает лишь одно – губернатор Московской области Андрей Воробьев испытывает к господину Жиркову самые нежные чувства. Иначе уже при первых шалостях тот покинул бы свой пост без всяких объяснений, тем более что ко всему вышесказанному можно добавить регулярные избиения противников власти в Железнодорожном – виновников не находили.
Кто-то должен был останавливать расследования, закрывать глаза на злоупотребления, выкидывать в мусорную корзину жалобы? Все нити ведут к губернаторскому штабу – без как минимум молчаливого согласия главы региона Жирков не продолжал бы столько лет свою яркую карьеру. И если Борис Громов просто равнодушно относился к происходившему в регионе, а Сергей Шойгу не успел даже удобно устроиться в кресле, то с Андрея Воробьева спрос самый серьезный.
Но что могло зацепить мощного политика федерального уровня в неприметном рязанце? Общих интересов, кроме застройки, у них не видно, но «Скопа» и ГК «Самолет» губернаторского брата никак друг другу не мешали и не помогали. Неужели просто от чистого сердца, по доброте души Воробьев попытался перезапустить карьеру оскандалившегося Жиркова в Пушкино? И что характерно, ни одного окрика из федерального центра, ни одного упрека губернатору за беспримерный ряд коррупционных скандалов. Неужели покровитель Воробьева Сергей Шойгу действительно управляет Россией? Тогда Московской области можно только посочувствовать, а вот у обвиняемого Жиркова определенно сохраняются шансы.