Похоже, «Роснефть» наконец-то столкнулась с достойным противником.
От нерпы до нефти
Репутация Арктики – холодного, недоброжелательного, но такого близкого к цивилизации и богатого ресурсами региона – на протяжении столетий несколько раз радикально менялась. Долгое время это была terra incognita, где белые медведи били нерпу и заблудившихся викингов; ненцы, и чукчи, правда, били при этом самих медведей, но ни одна имевшая письменность нация про это не знала.
Постепенно русские освоили северные берега Евразии и Аляски, приноровились добывать пушнину и жир, без задней мысли подарили коренному населению смертельную для него огненную воду, но севернее нескольких островов не заходили. Зачем? Снега и зверя хватало всем, а путь сквозь торосы и льдины был даже не риском – это у нас всегда любили, – а самоубийством, которое православной церковью сурово осуждается.
Потом Арктика стала битвой честолюбий. Экспедиция за экспедицией отправлялись по вечным льдам к 90 градусам северной широты в надежде вписать свое имя в историю первооткрывателей. Уже на далекий Южный полюс ходили как к себе домой, а Северный так и не был достоверно покорен – Седов не дошел, а Кук и Пири не доказали, что дошли. Вопрос был закрыт лишь в 1948 году советскими военными.
И началась новая жизнь Арктики – региона противостояния, трассы для бомбардировщиков и ракет, арены самой холодной во всех смыслах войны в истории.
После смягчения политического климата и доказательства климатических изменений на планете градус противостояния только возрос, ибо на первый план вышла экономическая составляющая. Таяние льдов возбудило интерес к коммерческой составляющей Северного морского пути – страшного сна египетского правительства, контролирующего Суэцкий канал. Именно там, а не в Шанхае или Москве, зафиксированы самые длинные «пробки» на планете, просто состоят они не из автомобилей, а из танкеров и сухогрузов. Но главное – развитие технологий помогло найти под океанским дном углеводороды и, более того, приступить к их добыче. Где лед был мертв, там нефть журчит!
Две корпорации – один путь
Это была одна предыстория. А теперь – вторая.
Главный богач России занимает 32-е место в мировом списке Forbes, зовут его Леонид Михельсон и он руководит крупнейшей частной газовой компанией России «Новатэк». Невероятное дело – отец Михельсона, Виктор Зельманович, ухитрился завещать и передать государственное предприятие (тогда – «Куйбышевтрубопроводстрой») своему сыну еще в 1980-х годах! Леонид Викторович при первой возможности приватизировал хозяйство, немножко подшутив при этом над работниками, которые наивно думали, что розданные акции дают им какие-то имущественные права.
Когда «Новатэк» стал представлять серьезную угрозу для ведущих корпораций, Михельсон заключил соглашение с Геннадием Тимченко, который, по мнению ряда экспертов, за долю немалую взялся защищать предпринимателя от давления, прежде всего со стороны «Газпрома». Оба они, впрочем, отрицают такую точку зрения и утверждают, что всего лишь являются деловыми партнерами, без лоббистской составляющей. Так или иначе, но проблемы «Новатэка» волшебным образом исчезли, а вскоре «Газпромнефть» продала Михельсону мощный химический холдинг «Сибур». Бывшие враги определенно стали партнерами.
Понравилось это не всем. Двум полугосударственным гигантам, «Газпрому» и «Роснефти», определенно тесно в одной стране, и усиление конкурента не могло порадовать Игоря Сечина. Если раньше «Роснефть» с удовольствием наблюдала, как «Новатэк» Михельсона жужжит над ухом Алексея Миллера, то после заключения мировой настроение резко изменилось.
А тут еще эта Арктика. «Роснефть» совсем недавно сделала серьезную ставку на северные широты, получила на это ощутимые налоговые льготы, но, придя в свою новую вотчину, обнаружила там Леонида Михельсона и его первое место в российском Forbes. Более того, «Новатэк» догоняет по капитализации «Роснефть». Похоже, нас ждет жесткое противостояние, особенно если за «Новатэк» впишется «Газпром». Включайте ваши экраны, готовьте попкорн, а мы расскажем об особенностях игрового поля и правилах игры.
Кто заплатит «Звезде»?
«Роснефть» является основным владельцем широко разрекламированной судоверфи «Звезда» в Приморье. Верфь еще не достроена, но работа кипит, а планы – наполеоновские. И российским заказчикам очень настоятельно рекомендуют заказывать суда именно на «Звезде».
И все бы ничего, но мировой центр судостроения находится за углом, в Южной Корее, и цены там существенно ниже. Moscow Post напоминает, что Михельсон получил оттуда уже 15 плавучих газовозов и останавливаться определенно не намерен, тем более что запущена четвертая линия завода «Ямал-СПГ». При этом «Новатэк» смог пролоббировать приостановку запрета на использование иностранных танкеров на Северном морском пути – запрета, которого так добивалась «Звезда».
Но «Звезде» нужны контракты, да и России пора возвращать себе репутацию крупного судостроителя. А Михельсон отличается тем, что никогда не говорит «нет» – при любом конфликте интересов он предлагает компромиссы; может быть, именно поэтому и вознесся на свою вершину. Хотите, чтобы мы заказали 15 газовозов для «Арктик-СПГ-2» в Приморье? Пожалуйста, но только в кредит и по сниженной процентной ставке. Для этого предлагается перевести часть средств наполнившегося Фонда национального благосостояния в финансовую госкорпорацию ВЭБ.РФ, которая будет выделять деньги на лизинг, а доходы от остального депозита направит на компенсацию части процентов. Процентная ставка для покупателя должна быть привязана к курсу доллара, а остальное – пожалуйста, за счет доходов бюджета.
Все это изложено в письме на имя председателя российского правительства Дмитрия Медведева. Который, напомним, в 2000-х играл на стороне «Газпрома». Ознакомившись с предложением, глава Минпромторга Денис Мантуров оценил расходы почти в 50 млрд руб. Притом что «Новатэк» и так выбил себе под ямальский проект сжижения газа огромные налоговые льготы.
Кроме того, в содружестве с японцами и французами Михельсон готовит создание промышленного кластера в Мурманске – там планируется производить оборудование для арктических проектов «Новатэка», чтобы не завозить его из-за рубежа. И под это тоже уже обещаны льготы.
И все бы ничего – пусть Михельсон работает, пусть строит, в конце концов на нефтяные промыслы он не покушается. Но, во-первых, «Роснефть» ведет активную экспансию и на рынке добычи газа, а во-вторых, для нее критически важно загрузить заказами «Звезду» на десятилетие вперед. Казалось бы, проблема решаема, всегда есть какая-нибудь «Байкалфинансгруп» или домашняя колбаска. Но охранная грамота от Тимченко не позволяет применить испытанные методы. Поэтому «Роснефть» вынуждена бороться с «Новатэком» терапевтическими методами. А это трудно, долго и непривычно.
Эксперты «Роснефти» подготовили подробный план развития Арктики, делая упор на разработку нефтяных месторождений и соответствующие налоговые льготы (на 2,6 трлн руб.). Президент в целом не возражал, но подчеркнул, что перед принятием долгосрочных решений необходимо провести полную инвентаризацию всех нефтяных месторождений.
Нефтяных. Не газовых. Обидно, да?
Зря расслабились
Но еще обиднее стало в июле 2019 года, когда госкорпорация «Росатом» пообещала начать круглогодичную навигацию на Северном морском пути в 2030 году, причем оператором этой навигации названы не хозяева «Звезды», а… все тот же «Новатэк». Так что «Роснефти» определенно надо спешить.
Здесь надо упомянуть «Газпром нефть», в стиле черного кота из мультфильма «Голубой щенок» играющую на обе стороны сразу. У нефтяников Миллера есть совместные проекты с «Роснефтью», но одновременно они собираются начать работу с Михельсоном на лицензированных для «Газпрома» месторождениях в Карском море (Ямал). Это может стать крупнейшим действующим проектом на арктическом шельфе, и получится, что «Роснефть» опять опоздала.
Похоже, крупнейший налогоплательщик России попал в классическую психологическую ловушку. Долгая абсолютная власть за счет неограниченного административного ресурса ослабила бдительность менеджмента корпорации, и попав в реально конкурентные условия на, казалось бы, собственной территории, команда Сечина демонстрирует растерянность и неуверенность.
Но России это только на руку: от конкуренции между корпорациями выигрывают потребители. Если «Роснефть» станет эффективнее, если мы начнем производить хорошие суда, если «Новатэк» получит новый дешевый газ, в плюсе будет и бюджет, и все мы.
А пока что две компании, интересы которых мало пересекаются (газ против нефти), «зарубились» за возможность стать основным оператором перевозок по Северному морскому пути. Заставит ли государство Михельсона все-таки покупать танкеры у Сечина и тем самым спонсировать конкурента, или Владимир Путин предоставит спорщикам разбираться между собой самостоятельно – это главная интрига Арктики на ближайшие годы.