Чем больше говорит Антон Силуанов, тем тревожнее за судьбу России
Главный кассир России, глава Минфина и теневой лидер правительства Антон Силуанов в нелепом интервью рассказал, как он заботится о процветании российской экономики.
Журналист Михаил Ростовский опубликовал в «Московском комсомольце» пространное интервью с первым вице-премьером Антоном Силуановым. Тот занял свой пост в 2011 году, после неожиданной отставки Алексея Кудрина, и, кажется, намерен побить кудринский рекорд (11 лет) по нахождению в министерском кресле.
Обращает на себя внимание характерное название «Деньги как раз есть!» Чего же нам тогда не хватает для счастливой жизни, почему смертность растет, ВИЧ распространяется, специалисты уезжают за рубеж, а в образовавшийся вакуум лезут веселые махмуды?
Казалось, архитектор пенсионной реформы ответит на все эти вопросы.
Лучшие цитаты с комментариями
Начал он сразу с сенсации: «Главная цель финансового ведомства – обеспечение экономического роста. Для министра финансов позитивная динамика в экономике важна даже больше, чем для других членов правительства». То есть не министр экономического развития, бывший заместитель Силуанова Максим Орешкин должен печься о росте, а министр финансов. Ради этого мы и безработицу через пенсионную реформу увеличиваем, и налоги берем уже буквально за воздух? Спасибо, Антон Германович, мало кто умеет так с первых же строк все объяснить.
Дальше он рассказал про «меры министерств и ведомств по содействию бизнесу». Но малому и среднему предпринимательству не нужны никакие ваши программы, Антон Германович. Ему надо, чтобы вы просто не мешали работать и не слишком душили налогами, а также чтобы люди в форме защищали чужую собственность, а не отбирали ее. Элементарные вещи. А когда сотни высокооплачиваемых остолопов из аппарата правительства пишут какие-то программы развития малого бизнеса, это всегда гарантия того, что государственная «забота» усилится и предпринимателям станет хуже.
«Мы отменили налог на движимое имущество» – да, это действительно так. Только предварительно до небес взвинтили налог на недвижимое– об этом Силуанов умолчал. Напомним, налог на недвижимость собирается с кадастровой стоимости и идет в региональный бюджет, причем размер этой стоимости и ставку налога устанавливает регион же. Уже были прецеденты завышения стоимости объектов в десятки раз…
«Я часто бываю в регионах и смотрю за тем, как идет работа над нацпроектами, вижу, что дело пошло – запустились нацпроекты». Интересно было бы, кстати, посмотреть, во сколько обходятся бюджету ваши путешествия, господин Силуанов. Уже и Минтруда поймали на роскошных отелях, и московского мэра на полетах по сильно завышенной стоимости. Хорошо бы и до Минфина руки дошли.
Далее Антон Германович заговорил о производительности труда, о том, что предприятия надо заставить поднять эту производительность за год на 10-30%. «Это даст возможность создать новые рабочие места» – на голубом глазу заявляет министр, хотя еще со времен луддитов известно, что рост производительности как раз сокращает число рабочих мест. Если каждый рабочий автозавода будет производить на 30% больше, 30% сотрудников можно будет сокращать. Просто потому, что выпускать лишние автомобили бессмысленно, рынку они не нужны. Вообще, производительность труда – чрезвычайно переоцененный параметр, которому в стратегических задачах страны делать нечего.
Дальше снова: «Предусмотрены меры по снижению административной нагрузки на бизнес». Уже лет 15 снижают нагрузку, но в результате о той свободе предпринимательства, которая была в нулевых, мы давно забыли. Конечно, определенные подвижки есть, но дело идет крайне медленно. И Путин, и Медведев, и Силуанов понимают, что «административная нагрузка» есть способ кормления административно-силового аппарата, а терять его поддержку в их планы совершенно не входит.
Не обошлось без мантры про «пятую экономику мира»: «Наша задача – войти в пятерку ведущих экономик мира. По итогам прошлого года мы уже находимся на шестом месте в рейтинге стран, имеющих самые большие экономики. Впереди нас, на пятом месте, пока Германия. За прошлый год мы выросли на 2,3%. Германия за этот период выросла приблизительно на 1%. Мы уже сделали первый шаг к тому, чтобы догнать пятую экономику мира».
Эту фразу потребовалось перечитать несколько раз, чтобы понять, что Силуанов либо солгал, либо ничего не понимает в экономике. Рост ВВП Германии в 2018 году составил не 1%, а 1,5%, это действительно некоторое замедление. Россия и впрямь выросла на 2,3%. Вот только Силуанов здесь смешивает мягкое с теплым. Он указывает на абсолютные темпы роста экономики, а по этому параметру нам до Германии как до Луны (отставание в 2,5 раза!), мы занимаем 11-е место, уступая даже малонаселенной Канаде. В указе президента речь идет о сравнении объема валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности (ППС), а это совершенно другая история. По этому весьма спорному параметру Германия выросла на 3,7%, а Россия – на 4,6%.
«Мы пообещали в течение шести лет не менять налоги, это важно для бизнеса» – в прошлый раз тоже обещали и начали вводить вместо налогов сборы; кроме того, налог на недвижимость все-таки рос.
«Правительством принят план по увеличению доли инвестиций в экономике до 25% от ВВП» – это прекрасно, но много ли планов правительства сбывалось? Из широко разрекламированных – явно меньше половины. Да и инвестиции, как мы видели на примере «Роснефти», растут у нас за счет недопоступлений в бюджет.
«За 2018 год реальные располагаемые доходы граждан не упали, а выросли. Рост скромный, 0,1%, но это все равно рост». Дело было так. Росстат тянул этот показатель как мог, но все равно выходило снижение на те же 0,1%. Тогда профессионального статистика Александра Суринова уволили с поста главы ведомства, а на его место назначили менеджера на все руки Павла Малкова, никогда не имевшего дело со счетной работой. И снижение волшебным образом превратилось в рост.
И опять за свое: «Очень многое делается для поддержки малого бизнеса». Какая-то навязчивая это идея у Силуанова, трижды в разных местах он показывает свою заботу о, скажем так, экономическом гумусе. Вот только в Китае правительство ничего не делает для поддержки малого бизнеса – только держит практически нулевую ставку кредитов на развитие. И где сейчас Россия, а где Китай?
«Советский Союз развалился по причине безответственной экономической и финансовой политики, проводившейся в последние годы его существования. Сегодняшняя Россия принципиально отличается». Здесь не место спорить о причинах развала СССР, но вот принципиальность отличий удивляет. То есть в стране, принимающей по 400 законов год и не успевающей их выполнять, ответственная политика? Эх, хотелось бы надеяться…
Дальше была социальная часть, совсем уж беспомощная и явно для галочки, разбираться в этом не хочется, уровень социальной поддержки и медицинского обслуживания за пределами Москвы все мы хорошо знаем.
* * *
Зачем вообще нужно было это интервью? Постоянный читатель «Московского комсомольца», конечно, не увидит множества нестыковок, но он едва ли вообще осилит до конца столь скучный материал в духе речей Брежнева. А мало-мальски грамотный гость даже не допустит столь жирную лапшу на свои уши.
Характерно, что и интервьюеров вице-премьер выбирает раболепных, лишь слегка имитирующих сомнение в словах высокопоставленного собеседника – представить его в гостях, скажем, у Дудя или, скажем, у автора этих строк решительно невозможно. Так что нет, не бывать Силуанову президентом, пиарится он слабо и неуверенно. То ли дело его предшественник Алексей Кудрин!