Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Элитный абонент МТС: что связывает Собянина с Евтушенковым?

Структуры АФК «Система» пользуются подчеркнутым расположением московской мэрии. Когда-то «яйца» сумели заполучить МГТС, но по-настоящему развернулись они в последнее десятилетие.

Любопытные факты про дружеские отношения московской мэрии накопало издание «База». «База» – это, безусловно, типичный сливной бачок, но стоки в него попадают качественные, отборные. Вот и самого благообразного губернатора всея Руси, скромно именующего себя мэром Сергея Собянина поймали на любви к друзьям и роскоши за городской счет.

Сергей Семенович летает довольно много – как-никак положение градоначальника крупнейшего европейского мегаполиса подразумевает обширные представительские функции. Понятно, что передвигается мэр Москвы не на скотовозках РЖД, а на самых что ни на есть представительских самолетах. Имеет, кстати, право, да и статус обязывает. Никаких, в общем, претензий, только напомним, что бюджет Москвы при Собянине каждый год убыточный, несмотря на грандиозные федеральные вливания.

К сожалению, система открытых государственных закупок подразумевает, что подробности этих полетов могут стать известны широкой публике. Вообще, всем, кто считает, что у нас сугубо коррумпированное антинародное правительство, следует указать на эту нехитрую процедуру – настоящей компрадорской демократии и в голову не пришло бы разоблачать себя таким образом. Другой вопрос, что суровость российских законов испокон веков компенсируется необязательностью исполнения, но определенные приличия соблюдать вынужден даже Сергей Собянин.

Итак, согласно договору с компанией «Джет Эйр Групп» чиновники московской мэрии используют при перелетах самолеты Challenger, Gulfstream, Embraer Legacy, Boeing Business Jet, Airbus Corporate Jet. Сами по себе эти названия мало о чем говорят: как и автомобили, представительские джеты бывают ну очень разных комплектаций, которые могут менять цену и воздушной машины, и перелета в разы. Так вот, судя по всему, на комплектацию и сервис в Златоглавой не скупятся.

В конце января 2017 года, скажем, кто-то из мэрии слетал в Саратов. Сезон низкий, цены никакие. Скажем, 108 граждан, запихнутых в «Суперджет», заплатили бы за такой перелет туда-обратно суммарно примерно 600 тысяч рублей. Чиновники мэрии (не более пяти человек) – 5,4 миллиона, в девять раз больше, чем 108 их подданных. Что интересно, полет Собянина в Токио двумя годами раньше обошелся в 7,6 миллиона рублей, но где Япония и где деревня, глушь, Саратов! Цены растут на глазах.

Нормально, когда высокопоставленные и высокооплачиваемые бюрократы пользуются достойными средствами сообщения. Ненормально, когда разница столь велика, а эти же самые бюрократы потом льют крокодильи слезы о социальном неравенстве.

Одна радость – летают эти граждане нечасто. Так, Управление делами мэра в конце 2018 года подписало контракт с «Джет Эйр Групп» всего-то на 48 млн. Предполагалось, что на эту сумму чиновники налетают за 11 месяцев. Но не уложились – 28 июня пришлось заключить еще контракт, добавив 23 миллиона. Забавно, что при этом у подрядчика в собственности всего-то три бизнес-джета. Работают не числом, а умением.

Особенно – умением договариваться. Полетать на Embraer Legacy, в принципе, может каждый из нас – до 600 тысяч рублей за час полета, а хороший менеджер скинет до 450 тысяч, заказами эти самолеты не перегружены. Но настоящие московские баре не торгуются – негоже купцу первой гильдии в полете стеснение иметь. Мэрия платит 1,4-1,9 млн рублей за час. Видимо, это VIP-питание на борту стоит дополнительный миллион. Ежечасно. Страшно представить, чем же питается Собянин на борту – не иначе как слезами девственниц, рожденнх в полярное полнолуние и выращенных в тени няксимвольского палисандра.

Из раза в раз «Джет Эйр Групп» со своими тремя самолетами получает контракт как единственный поставщик – это тянется буквально с первого года работы Собянина на нынешнем посту. Тендеры на 700 миллионов рублей – ерунда, конечно, если сравнивать с одним только информационным обеспечением деятельности мэрии, но одно дело тысячи часов теле-радиопрославления мэра, другое – два-три часа его перелета.

Отметим, впрочем, что контракты заключаются по щадящей схеме – в них указана не фиксированная, а максимальная цена. То есть если перелетов меньше, платить за недобор мэрия не должна. По двум контрактам 2018 года максимальная сумма была 93 млн рублей, но судя по документам, реально было уплачено лишь 34 млн. Спасибо Собянину за это.

Но кто же этот счастливый незаменимый перевозчик мэра с московского на провинциальный уровень? Группу в 2006 году учредила компания «Система-Инвенчур»… и при этом названии вы, вероятно, уже слышите доброжелательный механический голос «Данный вид связи недоступен для абонента», как приветствует своих собеседников МТС. Кстати, пассажиры элитных бизнес-джетов не выключают свои телефоны.

Да, совершенно верно, слово «Система» в названии учредителя означало принадлежность к АФК «Система», а в 2016 году «Система-Инвенчур» и вовсе была присоединена к МТС. Как раз тогда, когда крупнейший акционер холдинга Владимир Евтушенков попал под домашний арест по делу «Башнефти». Ему повезло – посадить предпочли гурмана Алексея Улюкаева, но так или иначе, это был крупнейший лишенный свободы бизнесмен в России после Михаила Ходорковского.

Но даже в этот тяжелый момент Управление делами московской мэрии не отвернулось от облюбованных бизнес-джетов. Тем более что Сергей Собянин, в отличие от большинства своих московских и региональных коллег, старается держаться от бизнесменов подальше во избежание инсинуаций. На заре своей московской карьеры, еще до взаимовыгодной любви с Павлом Тё, не скрывал он своей дружбы только… с Владимиром Евтушенковым. А для милого дружка и сережку из ушка, сиречь из бюджета. Евтушенков с Собяниным и охотились вместе, а излишки дичи рассылали друзьям, что, кстати, вновь напоминает о корзинке для Улюкаева.

Есть у них и другие совместные развлечения – скажем, в 2012 году Собянин по доброте душевной передал группе «Медси», входящей в АФК «Система», три построенные отнюдь не им московские больницы, четыре поликлиники и три санатория. В обмен мэрия получила блокирующий пакет объединенной компании – не факт, что эта компенсация адекватна. К тому же в 2015 году акции вновь вернулись к АФК. Следим за руками: в 2012 году город передал в совместную компанию активы на 6,04 млрд руб., а три года спустя продал полученные акции за 6,12 млрд руб. Вспоминаем уровень инфляции тех лет, а главное – катастрофическое падение стоимости рубля, и понимаем, что московский бюджет неплохо профинансировал «Систему».

700 миллионов на перелеты по завышенной цене – натуральная мелочь.

Полная версия