Принимаемые от безысходности изменения в законах могут привести к еще большей безысходности
Потерялись в трех версиях
Немалый резонанс 4 июля вызвала утечка в СМИ информации о том, что список запретных для женщин профессий сократится на несколько сотен. Но на самом деле ситуация с этим списком говорит главным образом о непрофессионализме чиновников Министерства труда и социальной защиты.
Первоисточником выступил РБК, получивший в свое распоряжение некий проект Минтруда, отправленный на рассмотрение Трехсторонней комиссии по регулированию социально-правовых отношений (работодатели, профсоюзы, правительство). Согласно сообщению журналистов, в нем будет «98 видов работ и должностей, на которых ограничивается применение труда женщин», что, согласитесь, существенно либеральнее, чем действующий ныне список из 456 пунктов. «Запретные» профессии объединены в 21 группу, а вступить в силу новые правила должны с 2021 года.
Между тем на портале раскрытия проектов правовых актов до сих пор преспокойно висит проект приказа того же самого Минтруда со списком из 28 групп работ, и его вступление в силу запланировано на 2020 год. Последняя версия этого приказа относится к марту 2019 года, она направлена на согласование в Минэкономразвития.
За три месяца этого согласования документ существенно преобразился. Настолько, что после публикации РБК пресс-служба Минтруда опубликовала полуопровержение, сообщив, что журналистам попала устаревшая редакция. Какой из вариантов текста можно считать актуальным, стало совсем неясно, потому что в открытом доступе есть один, «в распоряжении РБК» – другой, а Минтруд, судя по всему, имеет в виду некий третий.
Нелегкое это дело – освобождение женщин для веселого добровольного труда на тяжелых физических работах!
Парашютистки и трактористки
Что ж, прогресс идет вперед, и действительно, многие работы, которые раньше были однозначно неприемлемыми для женщин, сейчас вполне доступны для них. Одновременно меняется и физиология, мы находимся в стадии акселерации, так что современные молодые люди обоих полов выше и сильнее, чем их предшественники 50-60 лет назад. Поэтому список 2000 года, основанный еще на советских реалиях, действительно сильно устарел, по ряду направлений гендерные исключения давно неуместны.
Среди профессий, легализованных для женщин, чаще всего называют следующие:
- автомеханик;
- парашютист;
- член палубной команды (матрос, боцман, шкипер);
- тракторист-машинист;
- и так далее.
Среди запретных остаются:
- тушение пожаров;
- работы с канализационной сетью;
- работы по обработке шкур вручную, в том числе снятие шкур со скота;
- бурение скважин на нефть и газ;
- разнообразные манипуляции с радиоактивными и ядовитыми веществами.
Согласимся с тем, что список стал намного адекватнее и теперь действительно защищает репродуктивное здоровье женщин, а не некое абстрактное мужское превосходство.
Но есть два тревожных нюанса, которые не позволяют однозначно порадоваться этой победе эмансипации.
Удар по демографии
Во-первых, что послужило стимулом для столь радикального пересмотра списка? Наши ведомства, конечно, много документов пишут для оправдания факта своего существования и изобилия скучающих племянников нужных людей, но для имитации бурной деятельности выбирают менее резонансные направления. Ответ может быть только один – нехватка людей на «либерализуемых» должностях.
Быстрая естественная убыль населения, вымирание мужчин старшего трудоспособного возраста от сердечно-сосудистых заболеваний, нежелание молодежи идти на тяжелые работы создали ощутимый кадровый дефицит. Который отчасти компенсируется веселыми азербайджанцами и таджиками, но, видимо, недостаточно быстро они заселяют пустеющую Россию.
То есть перед нами эмансипация поневоле, признание если не поражения, то серьезного отступления в демографической войне.
Во-вторых, дальнейшее уравнение мужчин и женщин в их рабочих правах и обязанностях как раз и может привести к демографической капитуляции. Больше «мужских» работ, больше вообще работ, меньше семьи, меньше детей. Причем на вновь доступные специальности пойдут в первую очередь этнические русские – у бурно размножающихся национальных меньшинств принято нагружать женщин дома, а не на работе. Так что процесс национального замещения на территории России немного ускорится. Ничего плохого или хорошего в этом нет, просто занятный этнографический факт.
Кстати, как раз накануне публикации проекта Минздрав обновил статистику причин смертности женщин трудоспособного возраста. На первом месте с 23,8% (почти четверть) – новообразования. Женский организм более мужского уязвим перед опухолями, и вряд ли расширение списка профессий в сторону достаточно тяжелого труда улучшит эту статистику.