Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Взять весь мусор да и сжечь: почему так делать нельзя

Член-корреспондент РАЕН объяснил, чем чревато сжигание твердых бытовых отходов.

К чему приведет Россию слепое копирование западных технологий уничтожения мусора, какова разумная альтернатива мусоросжигательным заводам и почему ее никто не использует – эти важнейшие вопросы поднял на круглом столе в Государственной думе член-корреспондент РАЕН, доктор технических наук Игорь Мазурин.

Хотим как в Европе

Сегодня мир столкнулся с кризисом переработки твердых бытовых отходов (ТБО) – путь пламенного сжигания мусора оказался тупиковым. Проблема в том, что в той же Европе, как это ни печально, не развита прикладная наука, изучающая безопасность утилизации отходов; во главу угла в данной области привыкли ставить не безопасность, а прибыль. Такой подход привел к тому, что в воздух стало выбрасываться недопустимое, катастрофическое количество диоксинов.

Так, девять лет назад в Испании было опубликовано исследование смертности от онкологических заболеваний вблизи МСЗ: был установлен рост заболеваемости 33 видами рака у людей, проживающих вблизи мусоросжигательных заводов. Очень похожий доклад опубликовал и Лондонский институт рака. Результаты исследований впечатлили рядовых граждан – но не чиновников: в Великобритании, несмотря на многочисленные протесты населения, планируется в ближайшее время выстроить еще 10 МСЗ.

Между тем в России уже давно есть запатентованные разработки экологически безопасной переработки мусора; их можно запускать, как говорит Мазуров, «хоть завтра».

Однако никто ничего не запускает – из-за отсутствия финансирования.

Денег нет, но вы держитесь

В России с мусором сложилось очень странное положение: с одной стороны, в стране есть возможность утилизировать ТБО без выбросов в воздух диоксинов в том числе и вообще без тепловой обработки, с другой – начиная с 1991 года на внедрение подобных разработок в жизнь не выделяется ни копейки. Мало того, вокруг отечественных разработок искусственно создан информационный вакуум. Причина, по всей видимости, та же, что и в старушке Европе – в стяжательстве. Кому-то очень выгодно доверить строительство мусоросжигательных заводов в России компании Hitachi Zosen Inova (HZI) и не очень интересно поддерживать отечественные технологии.

По мнению Игоря Мазурина, лучший выход из современной «мусорной ситуации» в России – провести конкурс по имеющимся у нас проектам переработки мусора и дать победить сильнейшим. Он убежден, что Hitachi Zosen этот конкурс неизбежно провалит: слишком большой процент токсичных отходов (более 30%) дает их технология; как будут утилизироваться эти отходы, кому доверят эту опасную работу и куда всю эту прелесть захоронят, пока неясно. К тому же, неизбежно возникнут проблемы с анализом выбрасываемых диоксинов: в России просто не предусмотрено мощностей, способных справиться с анализом такого огромного количества выбросов.

В чем-то Европа все-таки впереди нас: там уже осознали проблему и пытаются ее решить. Трагикомичность ситуации в том, что вопрос прорабатывается не в технологическом плане, а в юридическом: разрабатываются документы, призванные спасти компании, строящие МСЗ, от банкротства в том случае, если жители будут подавать массовые иски.

Ученые vs чиновники

По утверждению Мазурина, катастрофа заключается в том, что общество «разорвало связь с прикладной наукой»: финансирование соответствующих НИИ приостановлено, институты развалились. Денег на внедрение отечественных технологий никто не выделяет, зато нам подсовывают заимствованный способ утилизации ТБО, выдавая его за максимально безопасный, тогда как уже 50 лет назад советские ученые охарактеризовали его как тупиковый.

Если ставить во главу угла здоровье и благополучие граждан, то следовало бы запустить процессы переработки мусора, разработанные у нас в стране – те, в результате которых в воздух не выбрасывается гибельное для всего живого количество диоксинов. Для этого, говорит Мазурин, нужно «вернуть ученых на свое место» – и запретить чиновникам решать подобные проблемы, исходя исключительно из соображений материальной выгоды. Нужно вернуть Санэпиднадзору его права и обязанности – и обеспечить людям право жить в безопасной среде, которое обозначено в Конституции.

«Речь идет о жизни, а не о коммерции», – говорит Мазурин.

* * *

Что ж, объяснение губительности мусоросжигательных заводов у Игоря Мазурина получилось более чем доходчивым. Остается надеяться, что смысл его выступления окажется понятен тем власть имущим гражданам, которые способны повлиять на ситуацию.

Полная версия