Скромное обаяние Сергея Шеверды: в чем обвиняют иркутского лесника
До 6 июня 2019 года фамилию «Шеверда» знали только родственники министра лесного хозяйства Иркутской области и местные чиновники. Но задержание Сергея Васильевича вывело его популярность на федеральный уровень.
До лишения свободы в аэропорту «Шереметьево» жизнь лесного министра Иркутской области была вполне обычной, типичной для добросовестного представителя региональной власти. Родился Сергей Шеверда в День защиты детей, 1 мая 1975 года, в замечательном городе Усть-Илимске Иркутской области. В армии, судя по биографической хронологии, не служил – в 22 года получил в Братске диплом инженера-технолога, после чего вернулся домой работать на Усть-Илимском лесопильно-деревообрабатывающем заводе.
Впрочем, на лесопилке инженер не задержался – в 1999 году мы видим его на должности мастера леса в Сосновском лесничестве; потом он стал там главным лесничим, а по пути успел получить второе высшее образование по специальности «лесной инженер». Тяга к знаниям принесла свои плоды: в 2005 году Шеверда возглавил Эдучанский лесхоз в родном Усть-Илимском районе, а два года спустя перебрался в более престижный Братск, где стал директором Падунского лесхоза.
К коммерции Сергей Васильевич пришел уже в зрелом по нынешним временам возрасте: в 35 лет стал директором лесозаготовительной компании «Лесинформ», а заодно стал учредителем еще пару юридических лиц. Сложно сказать, насколько успешной была его деятельность в плане прибыли, но карьеру она явно разогнала: в 2015 году Шеверда стал главой ФБУ «Рослесозащита – Центр защиты леса Иркутской области»; это уже серьезный региональный уровень и жилье в самом Иркутске. А в марте 2016 года чиновнику доверили агентство лесного хозяйства, которое вскоре было переименовано в министерство лесного комплекса. За три года работы его доходы выросли с 1,7 до 2,5 млн руб. в год, то есть до 200 тысяч рублей в месяц; жена, судя по декларациям, практически не работает. У супругов трое детей и две квартиры площадью 50 и 100 кв. м.
Нормальная рабочая карьера усердного провинциального трудяги. Новый министр лесного хозяйства области стал инициатором чипирования вырубленного иркутского леса – это был первый такой проект в России. И, по словам губернатора Сергея Левченко, объем незаконной вырубки в результате снизился более чем в два раза. Хорошая, профессиональная работа.
Казалось бы, ничто не предвещало эффектного – с привлечением ФСБ – задержания в столичном аэропорту, где чиновник оказался, по официальным данным, во время внеочередного отпуска, взятого для сопровождения ребенка для обследования в медицинском учреждении. Шеверду обвиняют в незаконной рубке леса в заказнике «Туколонь».
Чиновник, безусловно, понимал, к чему идет дело – опыт посадок последнего времени не мог пройти мимо опытного лесовода. Заместитель Шеверды Алексей Туги был арестован почти год назад, еще в июне 2018 года, по тому же самому делу. До февраля его мариновали под домашним арестом, потом взяли под стражу. Обвинение утверждает, что «в сентябре 2017 года сотрудники филиала ФБУ «Рослесозащита» — «ЦЗЛ Иркутской области» провели лесопатологическое обследование лесных участков заказника «Туколонь». По его результатам были необоснованно назначены санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошных санитарных рубок. В результате вырубки лесному фонду РФ причинен ущерб на сумму более 880 млн руб.».
Сергей Шеверда тогда решительно вступился за своего подчиненного, предъявлял документы, показывал, что вырубка проводилась только на реально пострадавших от пожара участках; кроме того, лес был перестойным и зараженным сосновым лубоедом и жуками-усачами (сразу вспомнились «санитарные» вырубки под коттеджи в Московской области в 2012-13 годах под предлогом заражения леса жуками-короедами). Конечно, сейчас, не имея следственных материалов, невозможно сказать, кто прав в иркутском деле, но промежуточный итог известен: министр не смог помочь своему заму, а зам утянул за собой министра.
Возможно, на Шеверде эта «репка» не кончится: тут же распространились слухи, что задержаны зампред правительства Иркутской области Антон Логашов (он сейчас работает на ПМЭФ) и экс-мэр Иркутска, директор Корпорации развития Иркутской области Виктор Кондрашов. Пресс-службе губернатора пришлось опровергать эту информацию, но дыма без огня – как, опять же, знают опытные лесоводы – не бывает. Лесные пожары в области потушены, но в ближайшее время здесь все равно будет очень жарко.