Закат эпохи Абрамовича? Махмудов наносит удар милосердия
Небольшой портовый конфликт может стать символом смены господствующих группировок в российском бизнесе.
В спектакле «Квартета И» «Быстрее, чем кролики» персонажи спорят о том, является ли Абрамович человеком Путина или Путин человеком Абрамовича. Этот фрагмент окончательно стал анахронизмом. Путин не является человеком Абрамовича и, более того, человек Абрамович президента, кажется, более не интересует.
Судя по всему, опальный английский миллиардер и молодой израильский репатриант Роман Абрамович окончательно выпал из списка неприкасаемых в родной России. Иск, поданный Росморпортом против оператора Находкинского морского торгового порта Lanebrook Limited, говорит о том, что Искандар Махмудов готов объявить войну Абрамовичу – и победить в ней.
Кто эти люди?
Некоторые издания уже написали о разгорающейся войне олигархов. Уточним термины. Господина Абрамовича, несмотря на то, что он, один из немногих лидеров списка Forbes, успел поработать во власти, ни в коем случае нельзя называть олигархом, то есть человеком, властвующим в обществе с помощью денег. Он даже не офицер, он покорный солдат Кремля, долгое время без обсуждений исправно выполнявший его маленькие поручения в обмен на лояльность и равнодушие к определенным прегрешением бизнесмена. Ни в каких личных политических амбициях, ни в каком желании обратить капитал на достижение личной власти он не замечен – ему более чем хватает «власти денег».
Еще в большей степени это относится к уроженцу Бухары Искандару Махмудову, вообще чуждающемуся публичности: хотя он и называл себя «солдатом Путина», судя по некоторым признакам, на самом деле предпочел бы быть человеком-невидимкой. Так что эти люди – не олигархи. Им нужны только деньги, и они не намерены трансформировать их ни в какие политические игры – только в личные слабости и маленькие увлечения.
Что это за компании?
Lanebrook Limited – типичная офшорная компания, зарегистрированная по фиктивному адресу в Никосии. Тот факт, что именно она управляет портом в Находке, за десяток тысяч километров от «дома», много говорит о том, как устроена российская экономика. Офшор этот входит в систему Evraz, которую все еще контролирует Роман Абрамович.
Росморпорт, безусловно, не может принадлежать Махмудову, потому что это ФГУП, а его якобы неофициальным покровителем считается помощник президента Игорь Левитин, в прошлом – министр транспорта. И в этом качестве он был очень плотно связан как раз с Искандаром Махмудовым, которого, пожалуй, можно назвать транспортным королем России. С 2003 по 2011 год на бухарца работал, например, Максим Ликсутов, нынешний ночной кошмар московских автовладельцев. И если в небо Махмудов со своим вечным партнером Андреем Бокаревым пока не взмывает, то железные дороги и морские перевозки для них – хлеб насущный.
Формальная причина иска – факты открытой перевалки угля в порту. Два года назад приморский школьник Андрей с говорящей фамилией Боль пожаловался президенту России на угольную пыль в воздухе. Тогда президент поручил разобраться, а руководство Приморского края призвало Росморпорт принять меры против операторов, практикующих открытую перевалку. Впрочем, соответствующий закон так до сих пор и не принят, поэтому претензии к угольным киприотам Абрамовича выглядят не слишком убедительно.
Но уж больно вкусным активом выглядит Находкинский морской торговый порт, главные ворота юго-востока страны, эпицентр торговли с Японией и западными штатами США.
Зачем это нужно?
Махмудов считается основным бенефициаром «Московской пассажирской компании», владеющей «Центральной пригородной пассажирской компании», он планирует участвовать в строительстве наземного метро в Москве, ему принадлежит «Желдорреммаш», контролирующий рынок ремонта локомотивов, не говоря уж о бриллианте в железнодорожной короне предпринимателя – «Трансмашхолдинге», одном из крупнейших производителей вагонов в мире. В угле, кстати, «сиамские бизнесмены» Махмудов с Бокаревым тоже знают толк – им принадлежит «Кузбассразрезуголь», входящий в империю УГМК.
А «Кузбассразрезуглю», в свою очередь, по данным СМИ полностью или в значительной мере принадлежит АО «Восточный Порт» в Находке, не радующее раскрытием информации о своих владельцах. Зато это предприятие входит в разветвленную сеть угольно портовых активов Махмудова и Бокарева вместе с долями в мурманском порту «Лавна», активами в Усть-Луге и так далее.
Так что если Lanebrook Limited проиграет борьбу с Росморпортом и будет вынужден уйти из Находки, его место практически наверняка займут структуры Махмудова. Это, безусловно, станет выигрышем всего лишь сражения, а никак не войны, но сражения знакового. Возможно, перед нами маленький, недооцененный аустерлиц человека-мема, начальника Чукотки и болельщика «Челси», оруженосца Березовского и дважды орденоносца.
Жаль, если так. С ним всегда было интересно.