Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Письмо из застенков: спецслужбы обвиняются в крышевании застройщиков

Очередной скандал разгорается вокруг озабоченных своим благосостоянием сотрудников ФСБ

В распоряжении «Независимой газеты» оказалось письмо, которое написал президенту России сидящий в сергиевопосадском СИЗО юрист Кантемир Карамзин. Мало ли узников пишут Путину, скажете вы – но Карамзин называет такие имена, при звуке которых хочется вытянуться и отдать честь. Хотя с честью в этом мутном деле все более чем сомнительно.

Не выше полковника

Юрист жалуется на многочисленные нарушения закона уже с момента задержания и ареста. Инсулинозависимого юриста, по его словам, лишали лекарств и очков, пытали голодом и отсутствием сна, довели до предынсультного состояния и обещали сгноить в тюрьме. Чтобы не сломаться под таким давлением, господин Карамзин считает необходимым сорвать все маски и назвать все имена. Картина у него получается, мягко говоря, удручающая.

Коррупция в ФСБ, сообщения о которой регулярно появляются в СМИ, могла проникнуть гораздо дальше, чем это представляется сейчас. Вы могли обратить внимание, что никого в чине выше полковника антикоррупционная кампания не коснулась. Это выглядит странно.

Во-первых, не работает принцип личной ответственности начальника за подчиненных – вспомните, например, взбесившегося майора Евсюкова, который начал расстреливать посетителей магазина. Тогда полетела голова главы столичного ГУВД генерала Пронина. Есть еще ряд таких примеров. А в ФСБ – тихо.

Во-вторых, трудно поверить, что незаконные действия заканчиваются строго на «серых полковниках», которые организовали некую сеть, совершенно невидимую их многочисленным руководителям. Коррупция в России издревле носит вертикально-ориентированный характер, так что хоть один генерал да должен быть замешан в цепочках злоупотреблений. Карамзин называет имена – помимо, как полагается, полковника Сергея Натарова он обвиняет также генерала ФСБ Алексея Дорофеева, называющего себя, если верить Карамзину, «любимцем Путина». Что же нужно этим людям от простого юриста?

В объятиях биографа

Обвинение впечатляет: по версии следствия, Карамзин 12 лет назад подделал подпись писателя Олега Блоцкого на долговой расписке, согласно которой Блоцкий был должен Карамзину 200 тысяч долларов. Казалось бы, откуда у этих достойных людей такие деньги, но Блоцкий – писатель не простой, он личный биограф Владимира Путина. «Получается, что я, не найдя более богатого и менее известного человека, подделал подпись Блоцкого на договоре займа и, самое невероятное, что «глупые» суды Российской Федерации оказались беспомощны перед такой примитивной подделкой и вынесли решение в свою пользу» – иронизирует Карамзин.

Дело о возвращении долга юрист выиграл еще в 2013 году, но писатель в ответ инициировал дело против Карамзина о подделке подписи. Пять лет оно находилось в вялотекущем состоянии, и вот теперь дошло до ареста. Здесь прекрасно всё. И крупная сумма, и приписываемая президентскому писателю нечистоплотность (биограф Цезаря выше подозрений), и неторопливость Фемиды – подпись 2007 года, суд 2013-го, потом пять лет изучения одной подписи. За это время 200 тысяч долларов из 5,5 млн руб. успели превратиться в 13 млн. Но Карамзин полагает, что вся эта история – лишь повод его арестовать. Истинные причины ареста, по его версии – в более крупных суммах. В тысячу раз более крупных. 15 миллиардов.

Фатальное возвращение

Незадолго до своего ареста Кантемир Карамзин помог своему клиенту, канадскому инвестору Марку Ричардсу выиграть несколько исков по обязательствам известных застройщиков Владимира Воронина (ФСК «Лидер») и соратника экс-мэра Москвы Лужкова Владимира Копелева (ДСК-1). Юрист полагает, что они сознательно пытались уйти от уплаты долга, переоформив акции ДСК-1 на Воронина и выведя активы Копелева за рубеж. После этого, продолжает автор письма, ДСК-1 начали дробить на небольшие компании. Но Ричардсу с Карамзиным удалось в судебном порядке признать эти действия подозрительными и приостановить их, а также признать Копелева банкротом. И вот тут-то Карамзиным и заинтересовалось ФСБ.

Полковник Натаров, продолжает Карамзин, в феврале 2019 года пригласил его в ресторан и, сославшись на генерала Дорофеева, потребовал проиграть дело о распродаже ДСК-1. А заодно порекомендовал от греха подальше уехать из России.

Вторую часть пожелания юрист выполнил. Но он не мог не вернуться 10 апреля – в этот день должно было состояться заседание столичного Арбитражного суда как раз по делу о признании недействительной сделки по передаче акций АО «ДСК-1» Владимиру Воронину.

Сотрудники ФСБ взяли Карамзина на входе в суд.

Решающее заседание состоялось 22 апреля, и Марк Ричардс, несмотря на признание экспертизой векселя подлинным, отозвал иск к Копелеву, не исключено, что под давлением силовиков, которые – пишет уже журналист «Независимой» – через адвоката передали Ричардсу требование отказаться от претензий, «иначе Карамзин живым из тюрьмы не выйдет».

Сам Ричардс еще до ареста Карамзина, опасаясь силовиков, покинул Россию и из-за рубежа следит за развитием событий вокруг своего юриста и партнера.

* * *

Весь ужас этого рассказа в том, что он очень правдоподобен.

Полная версия