Сухой пожар: что не так с нашим «Суперджетом»
Кто бы ни оказался виноват в страшной катастрофе 5 мая, вопросов к лайнеру накопилось слишком много.
Судя по отсутствию в СМИ авторитетных чиновных мнений о причине катастрофы SSJ-100 в аэропорту «Шереметьево», мозговой штурм компетентных людей все еще продолжается. Кто на рублевских шашлыках, кто на лазурных берегах, они решают, кого именно выставить крайним. То ли авиакомпания нарушила какие-то нормы, то ли самолет не соответствует требованиям безопасности, то ли стрелочник пилот неумело посадил машину. У каждого варианта – свои недостатки. Если будет доказано, что «Аэрофлот» небрежно относится к безопасности, у него могут возникнуть серьезные проблемы с полетами за рубежом (Россия все стерпит). Если будет доказано, что SSJ-100 погиб из-за конструктивных дефектов, как бы не пришлось расследовать всю историю его создания. Если же виновным объявят исключительно пилота, это будет выглядеть слишком откровенным желанием спасти корпорации от критики и последующих организационных проблем.
Но, судя по всему, дело идет именно к третьему варианту – не зря обитателям соцсетей активно подсовывают несознательных бизнес-пассажиров с чемоданами, словно это они подожгли самолет, и конкретно одного из них, который громогласно требовал компенсации за неудавшийся перелет сразу в зале аэропорта. Гражданин там, конечно, небольшого ума, но никакого запрета брать ручную кладь при эвакуации в правилах пользования самолетами не прописано, да и, судя по словам очевидцев, спасение нескольких сумок никак не повлияло на ситуацию.
Но почему же, когда в СМИ появились самые первые заголовки «Самолет "Аэрофлота" загорелся в Шереметьеве», еще без всяких подробностей, в голове сразу промелькнуло название – «Сухой Суперджет»?
Не отбились
Трагедия самолета SSJ100 авиакомпании «Аэрофлот» явно не добавила здоровья руководству главного авиаперевозчика страны. В свое время здесь не слишком хотели связываться с «говномашиной», как ласково назвала новинку – и была за это уволена – одна из бортпроводниц «Аэрофлота». Компанию, в которой государство держит контрольный пакет, просто заставляют время от времени приобретать созданные на деньги того же государства самолеты – еще слишком сырые для реального безопасного использования. «Аэрофлот» прокинули даже по деньгам – в 2017 году «ВЭБ-Лизинг» объявил, что стоимость сделки по 20 лайнерам составит 702 млн долларов, да только в закупочной документации сумма выросла до 945 млн. А в сентябре 2018 года «Аэрофлот» практически обязался (подписал соглашение о намерениях) купить еще 100 «Суперджетов».
Слишком мало времени проводили «Суперджеты» в небе и слишком много в ремонте (среднее время в полете – 3,3 часа в сутки против 9-10 часов у «Боингов» и «Эйрбасов» аналогичной вместимости). Дело было не только в нехватке запчастей, хотя, конечно, неделю ждать банальный дворник для стекла кабины пилота – некоторый перебор. Неудачным оказался русско-французский двигатель SaM146 – часть его агрегатов требовала планового ремонта уже после 2000 часов налета, в четыре раза меньше нормы.
Все лучше и лучше
Были задвинуты обладавшие рядом преимуществ проекты Як-242 (ныне известен как МС-21) и Ту-334, уже взлетавший и сертифицированный. Его просто выбросили на помойку, чтобы освоить государственные деньги через проектирование (2 миллиарда долларов) и строительство «Суперджета». Издание ПАСМИ указывает, что сотни миллионов долларов до сих пор ежегодно тратятся на создание VIP-интерьеров для самолетов Специального летного отряда «Россия». Разумеется, сам президент на «суперджетах» не летает.
- 2017 год – опытно-экспериментальные работы по усовершенствованию самолета, 554 млн руб., «разработка ключевых технологий в целях формирования научно-технического задела» – более 800 млн руб.
- 2018 год – улучшение характеристик надежности, 1,9 млрд руб.
- 2019 год – научно-исследовательские и конструкторские работы для «максимального импортозамещения», 3,5 млрд руб.
Аппетиты растут.
Есть и другие интересные закупки.
- Разработка VIP-интерьера салона – 169 млн рублей.
- Разработка интерьера повышенной комфортности – 518 млн рублей. На месте VIP-пассажиров мы бы обиделись – почему это на нас тратят в три раза меньше государственных денег, чем на какую-то простую «повышенную комфортность».
Итого – почти 700 млн рублей на разработку интерьеров, которые достались, кстати, группе Азата Хакима, экс-руководителя казанского аэропорта.
И всего на 300 млн больше, 1 млрд, – заказы на изготовление запасных частей в 2017 году. Вы еще удивляетесь, что самолеты простаивают из-за невозможности ремонта? Вот и в «Аэрофлоте» не удивляются.
Горящее золото
Несколько лет улучшали характеристики и интерьеры салонов, а пришли к тому же: сейчас готовится список потенциальных разработчиков опор для шасси, так как прежние признаны недостаточно надежными. Как, кстати, и аварийно-спасательные трапы. Золото, а не самолет! Кстати, 25 тонн золота (именно столько весит пустой «Суперджет») стоят сейчас чуть более 1 миллиарда долларов. Да, в розницу такой самолет примерно в 35 раз дешевле, но учитывая стоимость разработки и постоянных изменений, он и впрямь оказался золотым. Хочется надеяться, что неизбежная теперь проверка покажет, для кого именно: с именами и должностями.
На официальном сайте «Гражданских самолетов Сухого», входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию, имена руководителей компании, против обыкновения, не названы. Но соболезнования погибшим подписали председатель совета директоров Борис Алёшин (бывший глава «АвтоВАЗа») и президент фирмы Равиль Хакимов, назначенный на эту должность совсем недавно, 10 апреля 2019 года. Вообще, президенты в «Сухом» меняются практически каждый год. И каждый, судя по росту трат, работает все лучше и лучше.
Не пора ли остановить этот конвейер?