Прислушайтесь вечером к своему засыпающему городу. #Спасибобурматовузаэто – весело тявкают уличные собаки, спасенные на лесных пожарах продвинутыми блогерами с неоднозначными диссертациями.
От колыбели до ученой степени
Владимир Бурматов родился 18 августа 1981 года в горном городе Златоусте Челябинской области. Вырос в Южноуральске, образование получил в Челябинске. Как и большинство успешных единоросов, Владимир происходит из хорошей семьи – он сын советского чиновника, курировавшего в городском совете Южноуральска молодежную политику, так что страсть к управлению молодежью Бурматов впитал с наставлениями отца.
Но едва ли Владимир Бурматов-старший надеялся, что его сын пойдет так далеко – кандидат наук в 25 лет, зафкафедрой престижнейшей «Плешки» в неполные 30, приближенная к небожителям основа в 35… При этом – никакого бизнеса, чисто аппаратная, активистская карьера. Комсомольский задор, помноженный на умение налаживать нужные связи. И как результат – главный эколог среди народных избранников. Всенародный зоозащитник, по-христиански жалеющий всякую тварь Божию. Борец с фальшивыми диссертациями. Разоблачитель челябинских властей, глас правды в трубопрокатном регионе.
На факультете государственного и муниципального управления Челябинского госуниверситета карьеристов хватало, но даже среди них Бурматов определенно выделялся. Староста курса не ограничивался жизнью своего коллектива, но и искал знакомства в окружении региональной власти. Так он познакомился с Русланом Гаттаровым – будущим сенатором и челябинским вице-губернатором, а пока организатором молодежи, который сыграет важную роль в жизни своего молодого приятеля.
Неизвестно, Гаттаров ли подал Бурматову несчастливую идею обзавестись ученой степенью, но факт остается фактом – 2003-06 годы биографы некомсомольского вожака как-то пропускают, а итогом этого трехлетия стал труд под названием «Формирование информационной культуры студентов в деятельности вузовских средств массовой коммуникации на основе культурологического подхода». Сейчас оно звучит горькой иронией – вчерашний студент, взявшийся формировать информационную культуру своих ровесников, не смог предугадать, что в самом скором будущем технологии позволят буквально одним нажатием кнопки проверять научные работы на уникальность.
История с диссертацией господина Бурматова, правда, необычная. Обычно с такими шедеврами все просто: вот «Диссернет» с его впечатляющей таблицей заимствований, вот оценка специалистов Российской государственной библиотеки, содержащая слово «плагиат» – чего же боле? Но уже ставший депутатом автор не признал вину, не промолчал, а перешел в контрнаступление. Экспертиза – попытка шантажа, Высшая аттестационная комиссия (ВАК) мстит ему за расследования. В суде Бурматову удалось отстоять уникальность своей диссертации – компания «Анти-Плагиат» даже вынуждена была выплатить ему 300 тысяч рублей. Но внятного объяснения фактов, представленных «Диссернетом» и РГБ, так и не последовало.
В общем, ученой степени депутата не лишили – лишь попросили с кафедры из «Плешки», да и то обставили по собственному желанию. Ну и комитет Госдумы по науке пришлось покинуть, зато взамен Бурматов получил куда более прибыльную в наше время экологию, хотя ни образования, ни опыта в этой сфере у него не было. Впрочем, опыт – дело наживное, особенно для столь кипучей натуры.
Работа с молодежью
Забавная деталь: одним из значимых, но не названных источников эпического бурматовского труда якобы была диссертация Любови Нестеровой на экзотическую тему «Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки». Если предположить, что Бурматов писал свой труд сам, то лесная специфика явно отложилась у него в подсознании. И стала одним из путей к славе.
Защитив диссертацию, челябинец увлекся молодежью и блогосферой. Специалистом по молодежным движениям он уже был (супругу себе подыскал в местной ячейке партии «Единство»), но теперь поставил это на профессиональную основу. В 2006-10 году Бурматов занимает все более высокие посты в челябинских прокремлевских структурах, ориентированных на работу с новым поколением (в первую очередь «Молодая гвардия "Единой России"»). Тут Владимир внес новую лепту – обнаружил, что огромное влияние на молодежь имеет блогосфера, где правильная точка зрения представлена очень слабо. И к 2010 году Бурматов, окончивший «Школу кремлевских блоггеров» (тогда еще иногда использовали двойное «г»), по его собственным словам, оказался в Топ-50 «Яндекса». Есть определенные подозрения в том, что за пустыми аккаунтами Livejournal, читавшими исключительно челябинского активиста, стояли отнюдь не живые люди. Известны еще два значимых вклада Бурматова в российский блогинг – внедрение хештега «спасибопутинузаэто» и стихийное появление аббревиатуры БИНХ, которым оппозиционно настроенные недруги описывали желаемый маршрут путешествия оппонента («Б» означает «Бурматов»).
Что ж, путь к славе начался славно. Судя по всему, центральный аппарат «Единой России» положил глаз на Бурматова в 2010 году, когда блогер-президент Дмитрий Медведев встречался с партийным активом. Правда, тут же получилось не очень хорошо – еще державший в голове «лесную» диссертацию Бурматов беспрецедентно жарким летом 2010 года решил отрекламировать провластную молодежь бескорыстным тушением лесов.
Получилось неловко: появившиеся в интернете фотографии были сделаны далеко от очагов пожаров, горело одинокое и как бы не специально подожженное деревце среди своих зеленых собратьев, а борцы со стихией были чисты и причесаны, как будто только что вышли из дома. Основной удар общественности пришелся по организовавшему этот цирк Руслану Гаттарову, но досталось и его энергичному протеже.
Завкафедрой против всего плохого
Сразу же по разоблачении глупой съемки, в неполных тридцать лет, имея за плечами всего лишь опыт блогера и несколько скандалов, он стал завкафедрой социологии и политологии в Российском экономическом университете им. Плеханова. Зачем это было нужно – вопрос отдельный, и ответить на него может лишь Вячеслав Володин, в какой-то момент занявшийся судьбой шумного активиста. Видимо, его же усилиями через год этот активист получил высокое место в списке «Единой России» и оказался в Госдуме. Где начал борьбу с политическим протестом (один из главных героев знаменитой «Анатомии протеста») и с фальшивыми диссертациями.
Одна из ярких идей Владимира Бурматова того времени – нейтрализация оппозиционера Алексея Навального с помощью тысяч исков от членов «Единой России», оскорбленных формулировкой «партия жуликов и воров», которая в 2012 году усердно продвигалась в блогосфере. Расчет был прост: по одному из исков Навальному присудили выплату штрафа в размере 30 тысяч рублей, а если два миллиона партийцев подадут такие иски, оппозиционер станет беднее на 60 миллиардов рубей и всю оставшуюся жизнь будет работать только на штрафы. Для этого даже был создан специальный сайт, вот только вала исков так и не последовало. Похоже, кто-то объяснил депутату, что у проекта «Навальный» есть более серьезные задачи, чем отбиваться от обиженных партийцев.
О прогремевшем тогда же конфликте Бурматова с музыкантом Юрием Шевчуком даже писать не хочется – в поисках пиара Владимир Владимирович, счастливо избежавший службы в армии, но осуждавший поведение певца на войне, зашел чрезмерно далеко. И хотя симпатиями власти Шевчук не пользуется, похоже, зарвавшегося карьериста одернули свои же. А «Новая» тогда не удержалась от яркого заголовка «Всем стало понятно, кто герой, кто чмо», причем Владимира Владимировича в статье называют отнюдь не героем.
Бурматов, к его, если можно так выразиться, чести, не слился совсем уж недостойно, а пришел на «радиодуэль» с опытным военкором Аркадием Бабченко, после чего заголовки в СМИ и блогах стали еще более веселыми, например «Старшина запаса (название блога Бабченко. – Ред.) против…» – рифму подберете сами. Ибо будущий депутат фактически отказался высказывать свою точку зрения и постоянно ссылался на чужие мнения, который он якобы всего лишь транслировал. В общем, «мопед не мой, я просто дал объяву». В то же время сам факт прихода на дебаты с человеком, который прямо говорил о своем желании устроить драку, говорит о некоем мужестве Бурматова.
Гони в дверь – влетит в окно
Когда в 2016 году неглупый человек, формальный лидер «Единой России» Дмитрий Медведев предложил Владимиру Бурматову пост руководителя Центрального исполнительного комитета партии, это выглядело в первую очередь признаком пренебрежения премьер-министра к навязанной ему роли. Медведев давно уже верит в чиновничество, а не в политическую, партийную жизнь, и именно поэтому старается убрать излишне активных сторонников в декоративное, никому не нужное партстроительство. По мнению премьер-министра, кипучий кандидат наук безопаснее на громких должностях в исполкоме и комитете, чем в реальном управлении государством.
Однако так просто погасить активность Бурматова не удалось. После скандала с диссертацией Бурматов вышел из комитета по образованию, но, благополучно переизбравшись в Госдуму, возглавил комитет по экологии. В этом качестве он сперва про износил пламенные речи против челябинского борщевика, а потом прославился навязчивой защитой бродячих собак от агрессивных людей, которые зачем-то ходят по улицам тех же городов, что и милые песики. Он является одним из главных защитников стратегии «Отлов–Стерилизация–Вакцинация–Возврат», которая позволяет осваивать огромные суммы на финансировании всей этой непрерывно повторяющейся цепочки (ну успевают эти собаки до стерилизации произвести потомство! и правильно делают, а то заказы кончатся). А вот обучение охотничьих собак на специализированных станциях претит новоявленному экологу – негуманно.
Так или иначе, все современные законы об экологии, в том числе вызвавший небывалый в XXI веке рост коммунальных платежей с 1 января 2019 года, проходят в первую очередь через комитет Госдумы по экологии, под утверждением каждого из них стоит личный росчерк Бурматова. Отводя глаза населению борщевиком и собаками, главный эколог Госдумы и глава исполкома правящей партии выполняет важную работу по реформе системы обращения с мусором. Выгодоприобретателями этой деятельности становятся в первую очередь структуры «Ростеха» и аффилированные с ними граждане.
Борец за идею
Судя по декларациям, активность Владимира Бурматова в значительной степени бескорыстна. Его годовой доход в 5-6 миллионов рублей вполне соответствует заработной плате депутата Госдумы, жена практически не зарабатывает, в собственности – квартира площадью 31 кв. м (где-то улыбается Игорь Шувалов). Есть приличный автомобиль Mercedes-benz E350, но он фигурирует в декларации с 2012 года, и если семья не меняет время от времени машину на такую же (как это делала скромная советская элита), то она должна была заметно поизноситься.
Нужны ли такие люди России? В принципе, Бурматов – одно из немногих ярких пятен на сюртучной серости и анонимности правящего круга. И в то же время хештеги, пожары, Шевчук, диссертация, собаки – Бурматов в своей работе громоздит нелепость на нелепость, но все равно постоянно продвигается вверх. Сложно сказать, чего тут больше – развеселого политического постмодернизма а-ля Владислав Сурков или каких-то достоинств Бурматова, скрытых от широкой публики. В одном сомневаться не приходится – этот политик еще не раз заставит нас всех удивиться, еще не раз мы, обсуждая его инициативы, используем или его любимый хештег, или хлесткую аббревиатуру.
И это, пожалуй, хорошо.