Губернатор Левченко против Иркутской области: история противостояния
В некоторых регионах России работают такие руководители, что анекдоты про китайских шпионов кажутся фрагментами новостной ленты.
Экологический скандал в Иркутской области утихает – временно удалось защитить Байкал, строительство завода «АкваСиб», который должен был забирать воду из озера для Китая, приостановлено по решению суда. Стороны судебного разбирательства – Западно-Байкальская межрайонная прокуратура, Росприроднадзор и администрация города Култук. Китайская компания «АкваСиб» как бы ни при чем. Но отношение к ней в регионе самое что ни на есть отрицательное.
Дошло до того, что представителям «АкваСиба» пришлось объясняться по поводу ночного поджога участка Таловских болот возле строящегося завода: многие сочли, что местные жители попытались радикально решить проблему китайской экспансии. На заводе объяснили, что сельчане просто выжигают старую траву под пастбища, полагая, что зола способствует лучшему росту новой травы. Поэтому такие пожары происходят ежегодно.
Но сам факт необходимости такого комментария многое говорит об обстановке вокруг «АкваСиба». Думается, этой компании вообще не было бы в регионе, если бы не определенное содействие губернатора Сергея Левченко.
Уровень компетентности
Один из немногих советских партийцев, не изменивших своим взглядам и принципам с наступлением новой эпохи, Сергей Левченко радует Иркутскую область своей работой с 1982 года, когда его назначили начальником Ангарского управления «Стальконструкции» (запомним это суровое мужское слово). Дослужился инженер в Ангарске аж до поста первого секретаря горкома КПСС, но тут СССР внезапно закончился. Что ж, пришлось вернуться в «Стальконструкцию» – уже генеральным директором, а заодно поработать в местном парламенте. И только в 1999 году Сергей Георгиевич стал профессиональным политиком – избрался в Госдуму третьего созыва по списку КПРФ.
Четвертый созыв пришлось пропустить – обратно в региональное заксобрание, зато в пятом и шестом Левченко украшал собой фракцию коммунистов. В 2012 году, когда в КПРФ начали подумывать о новом лице партии, иркутского инженера рассматривали даже как одну из альтернатив Геннадию Зюганову на президентских выборах. В общем, человек заслуженный, и неудивительно, что в 2015 году коммунисты вновь, уже в третий раз доверили ему бороться за пост губернатора почти родной Иркутской области. И поднаторевший в политических баталиях на федеральном уровне Левченко победил соперника-единороса во втором туре. Для 2015 года, когда от страны требовали полного единства перед лицом внешних вызовов, это выглядело настоящим подвигом.
Достойная была карьера. Высокий статус в партии, уважение земляков, гарантированная ну очень высокая пенсия… К сожалению, губернаторство не прибавило славы Сергею Левченко. Знаете, есть такая забавная книга – «Принцип Питера», основной постулат которой – в любой иерархии сотрудник поднимается до уровня своей некомпетентности. Пока он компетентен – его продвигают, как только перестает справляться – остается на своем месте. В результате зрелая иерархия состоит из полностью некомпетентного персонала. Тут, конечно, велика доля шутки, но карьера способного инженера и управленца Левченко прошла именно по принципу Питера.
Сергею Георгиевичу уже 65 лет, жизнь удалась, но последний – во всех смыслах – этап карьеры ему определенно не удался. Скандал на скандале, промах на промахе.
Отцовская забота
Сын губернатора пошел по стопам отца – занялся пропагандой коммунистических идей и активным предпринимательством, как бы это ни сочеталось в его голове. Разве что емкий термин «скоммуниздить» способен объединить две эти грани человеческой деятельности. Неудивительно, что в 2016 году такая многогранность привела к возбуждению уголовного дела по обвинениям в невыплате рабочим зарплаты (все по Марксу – эксплуатация труда капиталом), а государству – налогов. Все это происходило на предприятии «Стальконструкция», где Андрей Левченко, как когда-то его папа, трудится генеральным директором. Для закрытия дела пришлось выплатить все долги по зарплате, а также 32,9 млн руб. в бюджет. Почему было не заплатить все вовремя – загадка; возможно, сын надеялся на административный ресурс в отцовском лице.
В 2018 году у Андрея Сергеевича вновь возникли проблемы: по иску АО «КапиталИнвестСтрой» его признали банкротом по обязательствам «Стальконструкции». Через несколько дней после этого знаменательного события Левченко-младший начал новую жизнь: стал депутатом законодательного собрания, где, как и положено банкроту, возглавил фракцию коммунистов. А заодно – фигурантом того самого уголовного дела, которое закрыли в 2016 году. Одновременно прокуратура Иркутской области заинтересовалась еще одним приближенным к губернатору персонажем – вице-премьера региона Виктора Кондрашова заподозрили в нарушениях антикоррупционного законодательства.
В общем, воспитатель из губернатора так себе.
Губернатор-шатун
Зато никто не может оспорить охотничьи таланты лидера области. На федеральные телеканалы попал сюжет о героическом убийстве губернатором спящего медведя. Дело было в ноябре 2016 года – в это время медведи уже впадают в спячку, и охота на них запрещена. Пресс-служба губернатора оперативно объявила покойника шатуном, который был опасен для местного населения, так что Левченко выглядит просто богатырем-спасителем областного масштаба. К сожалению, сам медведь уже не может уточнить, действительно ли он отказался ложиться в спячку и планировал порвать на лоскуты всех иркутян.
Видимо, так и было: возможно, медведь даже успел укусить губернатора, ведь после памятной охоты Левченко сам стал ярко выраженным шатуном. Так, он ухитрился провести дома менее половины 2018 года: 124 дня командировок плюс четыре отпуска – похоже на рекорд для истории современного русского губернаторства. Оплачивалось это удовольствие, понятное дело, не из кармана семьи Левченко: где ему на скромные 4-5 миллионов в год потянуть такие расходы. Правда, как и многие другие российские чиновники, Левченко женат на чрезвычайно удачливой в бизнесе женщине (обмелели мужики!): если в 2017 году она заработала «всего» 7,67 млн руб., что в полтора раза больше, чем у мужа, то годом ранее – 79,8 млн, то есть более чем по 200 тысяч рублей в день.
Хата с краю
Но, судя по постоянным командировкам Левченко и его поддержке проекта «АкваСиб», чего-то в семье все-таки не хватает. Может быть, последовательности и умения отвечать за свои поступки?
В марте 2017 года на заседании под председательством губернатора правительство области одобрило проект строительства завода по розливу питьевой воды.
В марте 2019 года, после шквала возмущения общественности, губернатор назвал этот завод бесперспективным, а также заявил, что ничего не знает о планах экспорта воды в Китай. Вот только в 2017 году было уже известно, что 99% компании «АкваСиб» принадлежит китайцам, причем муж гендиректора Олеси Мульчак, гражданин Китая Сунь Чженьдзюнь, ранее получил реальный срок за контрабанду русского леса в Китай.
Приплыли. Построили коммунизм в отдельно взятой голове.
Может быть, нужно поискать в области более последовательного руководителя или прислать жесткого варяга? Потому что страшно подумать, чем еще может прославиться Сергей Левченко.