Инициатор создания суверенного интернета оказался настоящим символом всей постперестроечной России.
На страже никеля
Старт карьеры нынешнего защитника государственности получился самым что ни на есть либеральным. Отучившись несколько лет на родине, в Уральском государственном университете, Андрей Александрович Клишас разочаровался в истории философии и перебрался в Москву, где поступил в Университет дружбы народов («Лумумбу») на «экономику и право». Занятно, что новоиспеченный первокурсник оказался в одном потоке с 17-летним Алексеем Навальным – неисповедимы пути приёмных комиссий!
А третьекурсника Клишаса мы видим уже подрабатывающим не менее чем в Российском фонде федерального имущества – того самого имущества, которое в рамках «вашингтонского консенсуса» МВФ распродавалось тогда налево и направо по самым смешным ценам. Студенту досталась не самая интересная часть работы – подготовка документов для приватизации «Норильского никеля». Но когда в 1997 году «Никель» окончательно перешёл в крепкие мозолистые руки Михаила Прохорова и Владимира Потанина, студент-выпускник оказался заместителем начальника юридического управления «ОНЭКСИМбанка», «кошелька» огромного прохоровско-потанинского холдинга. Даже удивительно, что при такой серьёзной нагрузке Клишас сумел получить диплом с отличием – Навальному, например, это не удалось.
Закончив институт, Клишас перешёл в «Интеррос» Потанина, где провёл 12 насыщенных лет, дослужившись до поста председателя совета директоров. Кстати, уже в 2001 году, в 29 лет, он стал и главой совета директоров «Норильского никеля». Интересно, что всезнающая «Википедия» крайне скудно описывает эту часть деятельности Клишаса; неужели сенатор стесняется такой блестящей карьеры?
Вся эта история не очень хорошо пахнет. Сплошь и рядом предприятия-клиенты «уводят» у своих подрядчиков хороших специалистов, это обычная практика, но когда речь идёт о государственном имуществе, встаёт вопрос, не является ли выгодное трудоустройство недопустимой формой благодарности вчерашнему госслужащему?
Смена ориентации
Чуткий управленец, Клишас не мог не почувствовать изменение ветра в российской экономике, слишком тесно смешанной с политикой. В 2012 году, когда его вчерашний босс Прохоров кинулся на амбразуру либерального противостояния Владимиру Путину на президентских выборах, Андрей Алексеевич освободился от всех коммерческих постов и стал одним из самых молодых сенаторов, почему-то от Красноярского края. Для этого ему пришлось избраться «депутатом на непостоянной основе» от «Единой России» в горсовет Норильска – тот же финт ушами, который годом ранее блестяще удался Валентине Матвиенко, назначенной на пост главы Совета Федерации, но вынужденной ради этого выиграть местечковые выборы. Норильчане, наверное, были бы не в восторге сейчас от своего выбора, если бы помнили о нём. Опыт Матвиенко был учтён, избрали будущего сенатора без всякой помпы.
Клишаса в СовФеде ждали – ему отдали пост главы комитета по конституционному законодательству. Характер у бывшего менеджера, судя по всему, изменился радикально: уйдя из кишащего офшорами холдинга Прохорова-Потанина, Клишас стал рьяным борцом с иностранным влиянием. Реестр иностранных агентов, ограничения для обладателей двойного гражданства – это во многом его заслуга.
На переднем крае науки
При этом Андрей Александрович, безусловно, знает, что творит – он ведёт активную научную и преподавательскую деятельность: возглавляет кафедру теории права и государства в своей альма-матер, является главным научным сотрудником Института законодательства и сравнительного правоведения при федеральном правительстве России.
Свои диссертации будущий сенатор защитил ещё в интерросовско-норникелевый период – в 2002-2009 годах. Кандидатская посвящена конституционному контролю в Мексике, докторская – конституционному контролю в зарубежных странах. При чтении этих текстов чувствуется, насколько сильно был занят докторант в 2006-07 годах – опыт распространения мексиканского опыта на всю планету оказался не слишком удачным. «Диссернет» указывает, что объём заимствований в докторской диссертации Клишаса непозволительно велик, но эти заимствования «не являются некорректными», так как взяты… из его собственной кандидатской диссертации! Более 140 страниц подряд (245-389) – это просто самоцитирование с незначительным рерайтом.
Издание The Insider с некоторым садизмом цитирует начало кандидатской диссертации Андрея Александровича:
«Развитие современной политической системы Российской Федерации, начатое с принятием Конституции 1993 года, предполагает создание и укрепление устойчивых демократических механизмов защиты конституционных прав и свобод граждан от посягательств со стороны государства или отдельных должностных лиц». В докторской этот пассаж, кстати, повторён с незначительными изменениями.
Интересно, что сейчас думает Клишас о свободах граждан и посягательствах государства, не говоря уж об отдельных должностных (или выборных) лицах? Да и вообще о процедуре написания диссертаций, поскольку он долго возглавлял диссертационный совет по юридическим наукам при РУДН? «Лумумба» издавна считалась хорошим местом для защиты – недаром в 2014 году там закрыли сразу три диссертационных совета, а в 2017 году дело дошло и до юридического отделения: скандал с ректором Курганского госуниверситета Константином Прокофьевым получился отменным. А Владимир Платонов, двадцать лет возглавлявший Мосгордуму, после разоблачения и вовсе был вынужден отказаться от степени доктора юридических наук, полученной как раз на юрфаке РУДН.
* * *
Понятно, что все эти радости – руководство предприятиями, работа во власти, научная деятельность – не проходят для человека бесследно. Вот и у сенатора Клишаса оказалось какое-то нездоровое количество элитной недвижимости и других активов; интересующихся отсылаем к расследованию сенаторского экс-однокурсника, а здесь лишь процитируем его поистине гениальный ответ Навальному: ««У меня много чего есть из того, о чем он пишет, и даже больше намного... Все заработано законно, налоги уплачены».
Но все-таки, кажется, политик забеспокоился после начала расследований Навального и атак со стороны «Диссернета» (2014 год). Отсюда и «пакет Клишаса», и стремление если не пересажать, то разорить всех, кто публикует информацию, которую он, Андрей Александрович, в состоянии опровергнуть.