Эффективность трат государственного банка на спортивные проекты вызывает все больше сомнений.
10 марта состоится 19-й тур чемпионата России по футболу. Московское «Динамо», конечно, далеко от своих лучших времен, но его матч со «Спартаком» – всегда отличная вывеска, привлекающая и армию «спартачей», и не столь многочисленных, но очень сплоченных «динамиков». Любой московский стадион может рассчитывать на хороший сбор с такого матча. В том числе, конечно, и домашняя для «Динамо» «ВТБ Арена», одно из самых современных спортсооружений страны, строительство которого обошлось минимум в полтора миллиарда долларов (начальные сметы имеют свойство распухать и при ремонте кухни, и при строительстве колизеев). Это существенно больше, чем обсуждавшаяся всей Россией стоимость «Газпром арены» в Санкт-Петербурге – там так и не дотянули до миллиарда. Но удивительным образом расходы наполовину государственного «Газпрома» стали предметом общественного обсуждения и порицания, тогда как расходы на 60% государственного ВТБ принимались как должное.
Ладно, арены построили, чемпионат мира провели, зачем ворошить старое? Да затем, что не должно возникать таких ситуаций, как перед 19-м туром, когда комиссия Российской премьер-лиги запретила проводить матч на новеньком стадионе – его газон признан травмоопасным. Да, идея играть в футбол в центральной России в начале марта вообще спорная, но играют же – почти везде, кроме «ВТБ Арены». Что же с ней случилось?
Случились с ней «избыточная влажность», «частичное отсутствие травяного покрова» и прочие радости, которых не должно быть на стадионе, обошедшемся в полтора миллиарда. Хорошо ли был построен такой стадион, рационально ли потрачены деньги?
Андреевский парк
Строительством занималось АО УК «Динамо», принадлежащее структурам ВТБ. Интересно, что недавно это АО выкупило у ВТБ сам футбольный клуб «Динамо», причем всего за один рубль. Фактически клуб переложили в другой карман. Но интересно, что усиление АО не приводит к росту его стоимости: если в 2013 году организацию оценивали в 7,3 млрд рублей, то в 2017-м – в 6,2 млрд рублей что соответствует более чем двукратному сокращению цены в пересчете на доллары. То есть сокращению активов ВТБ, который и без того платит за титульное спонсорство «ВТБ Арена Парк» по 2,4 млрд рублей в год. Не слишком ли это расточительно? Вообще, система выплат самим себе, по всей видимости, хорошо разработана в системе ВТБ. Настолько глубоко, что журналисты The Moscow Post ухитрились «найти» у АО УК «Динамо» контракт с ЗАО УК «Динамо» на предоставление рекламных услуг, забыв, что ЗАО недавно попросту переименованы в АО, и не заметив, что ИНН у обеих организаций одинаковый.
В феврале 2019 года генеральным директором этой двуликой организации назначен Андрей Лунтовский, притом что его предшественник Андрей Лугинин отработал на посту меньше года, пришёл из одних структур ВТБ и ушёл в другие структуры ВТБ. Похоже, задача перед обоими одна и та же: разобраться в итогах деятельности третьего (по хронологии – первого) Андрея Перегудова, возглавлявшего компанию в 2011-18 годах, а сейчас работающего вице-президентом ВТБ, в числе прочего курирующим как раз «ВТБ Арена Парк». Тот самый, которому ВТБ переводит миллиарды в виде спонсорства.
Нынешний высокий пост Перегудова, кстати, исключает версию о том, что глава банка, уже четвёртый в нескольких строчках Андрей, на сей раз Костин, просто не знает о сложных организационно-финансовых переплетениях своего спортивного подразделения.
«Непонимание важности сроков»
Нынешняя проблема с ареной – далеко не первая. Перед чемпионатом мира там должен был состояться матч России и Турции, но его пришлось перенести «по соображениям безопасности». Причем безопасности не террористической, а «исходя из степени готовности объекта». Пролетела арена и мимо чемпионата мира, причем не только самих матчей, но и всего с ними связанного. В 2000-м автор этих строк смотрел на большом экране, установленном на старом стадионе «Динамо», отборочный матч Швейцария – Россия; обновленный же стадион во время родного чемпионата мира не удостоился и этого. Очевидно, что работы, растянувшиеся на десять лет, велись недостаточно быстро и качественно, отсюда и отмены мероприятий.
Согласно самому первому контракту, «ВТБ Арену» должна была построить французская компания Vinci Construction Grands Projets «всего» за 618 млн евро; сроком сдачи «под ключ» назначили 2017 год. Однако очень быстро «Винчи Конструксьон» перестала устраивать заказчика, контракт был разорван с уникальной в мире бизнеса формулировкой «непонимание подрядчиком важности срока сдачи проекта». Судя по тому, что на арене нельзя играть и в 2019 году, непониманием страдали как раз структуры ВТБ. Вообще, странно, что закрыв стадион на реконструкцию в 2008 году, ВТБ озаботился поиском генподрядчика только в 2013-14 годах.
А слова Перегудова о том, что французская компания не понесла убытков, означают лишь одно: за разрыв контракта «Винчи» получила солидную неустойку. От банка, на 60% принадлежащего Российской Федерации, то есть всем нам. Никаких официальных претензий, насколько нам известно, французам не предъявляли. «Непонимание», бывает.
Ведь есть же другой, «более лучший» подрядчик – Codest International S.r.l. из любимой страны Андрея Костина – Италии. Случилось это в 2014 году. Сумма контракта составила 16 млрд рублей, то есть около 500 млн долларов по курсу на тот день, плюс 175 млн евро (что касается упомянутой в начале суммы в полтора миллиарда, она включает в себя также расходы на инфраструктуру и обустройство окружающего участка). Информация о контракте появилась 1 июля 2014 года, и если ВТБ впрямь сумел удержать эту сумму, он крупно «развёл» итальянцев – уже с августа курс российского рубля относительно всех валют мира покатился в ту самую преисподнюю, которую виртуозно описал великий итальянец Данте.
К моменту этого контракта уже было известно, что чемпионата мира прозаседавшееся «Динамо» не получит – «Открытие Арену» подготовят существенно раньше. Но итальянцы промахнулись по срокам не только мимо чемпионата мира (напомним, на арене планировалось играть уже в апреле 2018 года), но и мимо чемпионата России. Фирменное апеннинское разгильдяйство в комплекте с широкой русской душой ВТБ дало трудноусвояемый коктейль, который можно назвать «Будет готово завтра».
* * *
Профессиональный спорт в России прибыльным не бывает. Но это не повод просто выкидывать на него деньги, как это, похоже происходило во время реконструкции арены.